kassa

    Озерск собрал театры закрытых городов

    В эти маленькие города нельзя просто так приехать на машине, их строили так, чтобы шпионы не могли засечь с воздуха, а количеству слухов о каждом позавидовал бы агент любой раскрученный кинозвезды. Речь идет о закрытых городах нашей страны. Именном в таком месте под названием Озерск с 20 по 25 апреля пройдет театральный фестиваль «Пять вечеров ко дню победы». Нюанс – участие принимают представители любительских и профессиональных театров закрытых городов. Мы специально отправились на первый день фестиваля, чтобы узнать, что собой представляет культурная жизнь за шлагбаумом КПП. Откуда путь держите, господа?

    Приезжие театралы занимают места в небольшом автобусе. Ходят группками по несколько человек, с оживлением и улыбками. Заходя в транспорт в первый раз, называют свой город. Кураторы быстро пересчитывают собравшихся, водитель нажимает педаль газа. Ехать всего лишь десять минут, но каждый непременно разглядывает пейзаж за окном. Шутка ли – другой закрытый город открыт для посторонних глаз. Помимо чистоты и узости улочек поражает зелень – ее в Озерске очень много. Тем временем артисты ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований) с удовольствием говорят о том, чем отличается именно их маленькая родина.

    «В нашем городе есть уникальный выставочный зал достижений российской науки в области обороны. Туда водят школьников и гостей, демонстрируют любопытные экспонаты, – рассказывает актер Театра юного зрителя города Заречного Максим Юнушкин. – Самый уникальный, на мой взгляд, – это ядерная головка, мощность которой равна 20 тысячам килотонн в тротиловом эквиваленте. На данный момент она уже разоружена, начинка уничтожена, а каркас остался. Для сравнения – бомба, которую американцы сбросили на Хиросиму, несла в себе заряд в четыре килотонны».

    Из-за дождя все гости фестиваля спешат оказаться внутри театра кукол «Золотой петушок» как можно быстрее. Взрослые люди хотят увидеть кукольный спектакль – такое не каждый день случается. В театре гул подходящих к дверям зрителей еще больше усиливается. Цены на билеты были специально максимально снижены и общедоступны. Театр маленького города

    Но перед запуском зрителей зал в фойе театра кукол состоялась масштабная пресс-конференция. На вопросы отвечали не только все причастные к театральным кругам, но и представители госкорпорации «Росатом» и администрации города. По словам члена экспертного совета фестиваля, профессора и заведующего кафедрой эстрадного искусства ГИТИСа Михаила Борисова, он был поражен такому количеству внимания к фестивалю не только со стороны зрителей, но и СМИ: «На моей памяти такой интерес вызывал только день рождения Филиппа Киркорова или другое подобное, извините, культурное событие. Хорошо, что это происходит в глубинке, потому иногда русский театр уходил из столицы и прятался на периферии. Не знаю, что для нужно сделать для того, чтобы в стране стали заниматься культурой по-настоящему. Может быть, все города сделать закрытыми?»

    Основные критерии отбора программы таковы: по одному спектаклю от музыкального, кукольного, драматического и любительского театров участников фестиваля. Все остальное – мастер-классы, спектакли местной труппы и те самые пять вечеров. Ведь каждый день – это один из этапов Великой Отечественной войны.

    Открывал фестиваль спектакль «Блокадная притча о самом главном». Театр кукол «Золотой ключик» из Железногорска представил зрителям несколько эпизодов из жизни детей во время блокады Ленинграда. Под звуки фортепиано, немецкие марши и в полной темноте на маленькой сцене разыгрывалась настоящая драма. Мальчик становится свидетелем ужасов войны: нищеты, голода и пропажи близких во время бомбежек. А силуэты марширующих ног немецких солдат все возникали и возникали. Это не классическая постановка, а что-то новое, которое смогут принять далеко не все и не всегда.

    «Сейчас по всей стране меняется функция театра в жизни общества. Часть готова к эстетике и новому видению, а другая воспринимает болезненно. Например, спектакль «Убийца». Публика Озерска не сразу его приняла и даже писала письма, чтобы его убрали, – отмечает креативный продюсер фестиваля Елена Колыханова. – И я надеюсь, мы ему помогли – смогли убедить публику и управление культуры, что нужно быть лояльными к театру – он имеет право на любые художественные высказывания. Думаю, следует сделать ставку на тех, кто подрастает. Потому что на то, как будет взрослое поколение воспринимать историю, мы вряд ли можем повлиять. Но диалог однозначно нужен, чтобы не росла пропасть непонимания. А с людьми более юного возраста нужно активно общаться».

    После спектакля все зрители спокойно и без давки покидают зал. Своя культура поведения в театрах у жителей Озерска есть. Походы на спектакли наверняка служат не только данью развлечению или моды, а просто так принято. И зритель отнюдь не является тем лишь источником дохода. «Мы живем в замкнутом пространстве, отчасти варимся в собственном соку, и в театрах совершенно другая атмосфера, – говорит директор озерского театра драмы и комедии «Наш дом» Владимир Кулик. – Мы вынуждены сосуществовать в другом пространстве, оно заставляет нас быть более бережными друг к другу, трепетными к своей профессии и отдаваться ей. Ведь в крупных городах, конечно, больше возможностей зарабатывать дополнительно. Много других проектов, других творческих историй, в том числе и… халтуры. (Улыбается.) Мне кажется, наши актеры уделяют больше времени профессии и театру». По ту сторону экрана и истории

    За миром театральной сцены последовал мир кино. Дебютный мастер-класс давал кинокритик и журналист Александр Колбовский. Но главным действующим лицом на малой сцене «Нашего дома» стал большой экран. Киногостиная «Искусство на территории войны» наглядно показала, что же случилось с искусством в такое тяжелое время. Колбовский демонстрировал фрагменты из разных фильмов, приводил наглядные примеры и четко объяснял, как стоит воспринимать ту или иную сцену. Помимо черно-белой военной классики не обошлось и без современного кинематографа. К удивлению многих, кинокритик заострил внимание на фэнтезийном русско-японском аниме-проекте «Первый отряд». Главный вывод же, по его словам, таков: «Искусство помогало людям в военные годы, но не напрямую. Оно включало и переключало механизмы человеческой самозащиты и фиксировало, как они работают и как люди в нечеловеческих обстоятельствах остаются людьми». По завершении импровизированной лекции участники фестиваля смогли насладиться документальной картиной о жизни фронтовых операторов.

    Следующим спектаклем стала постановка «Пусть все будет хорошо» от театра-студии «Арлекин» города Лесного. Фантасмагория в стиле «дети играют взрослых» разворачивалась уже на основной сцене городского театра. Снова тяготы войны, блокадный Ленинград и воспоминания о прекрасном и безрассудном детстве а-ля Гришковец. Если судить по долгим аплодисментами, то постановка была воспринята публикой с большим воодушевлением. А это значит одно – юные актеры отлично справились со своей работой. И не важно, что они еще не закончили обучение в школе, так как в театре это не играет абсолютно никакой роли.

    «Есть страна, она поделена на регионы, внутри которых люди отличаются между собой. А все театры страны как будто бы соединены друг с другом, – говорит один из зрителей, а по совместительству звукооператор театра «Золотой ключик» Дмитрий Брюханов. – В каждом городе он как посольство страны театров, где действуют законы театра, не важно, на какой территории или в каких городах, культурных или бескультурных, он находится – люди там похожи».

    И если для зрителей день был завершен на втором спектакле, то для участников фестиваля наступило время одного из самых творческих пунктов программы – первого из пяти вечеров. Правда, он больше походил на сбор актерской труппы у костра. Изначально задумка организаторов как раз и была такой – провести вечер знакомств на природе. Но дождливая погода и ветер порушили все планы. Поэтому петь песни под гитару и пить настоящий глинтвейн все стали в фойе театра «Наш дом». Гости из ЗАТО выходили на импровизированную сцену, дарили подарки и рассказывали что-то личное и интересное о театре своего города. Но без маленького спектакля капустник артистов все равно не обошелся.

    Под фанфары и в приглушенном свете на кружке импровизированной сцены появилась фигура в старом сюртуке, черных сапогах и с вихристой бородой. Так фестиваль «Пять вечеров ко Дню Победы» посетила легендарная личность не только для Озерска, но и России в целом. Физик Курчатов пристально посмотрел в зал и произнес: «После той самой Великой Отечественной войны Игорь Васильевич Курчатов собственной персоной стоял на этом самом месте, где сейчас ротонда… На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел. И представлял он город, который возникнет здесь, и думал о театре, который будет построен одновременно с городом. И в театре том малахитовое фойе! Так оно и произошло, и в 1948 году был запущен первый реактор и сыгран первый спектакль».

    Аплодисменты. Занавес.
    Автор Дмитрий Поляков, фото Григорий Сотников

    Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
    https://teatr-ozersk.ru/news/51-novosti-67-go-teatralnogo-sezona/480-ozersk-sobral-teatry-zakrytykh-gorodov#sigProId4607f7f46d

    Добавить комментарий

    Ссылки в отзывах запрещены

    Информация

    Муниципальное бюджетное учреждение культуры Озерский театр драмы и комедии "НАШ ДОМ"

     456780, г.Озерск, Челябинской области, пр. Ленина, 30

    Заказ билетов по тел. 2 - 56 - 15,  2 - 68 - 08

    Заказать билеты можно с 10 до 18 часов, кроме понедельника

    Противодействие коррупции 

    Официальные партнеры

    Mayak logo chtpz rostok logo territoria kultury rosatoma

    Как нас найти

    logo ozersk ministerstvo kultury cho
    © 2012-2019 Озерский Театр драмы и комедии "Наш дом"
    Яндекс.Метрика