kassa

    Начавшись с оговорочки по Фрейду, первый фестивальный день завершился праздником у ротонды в фойе театра.

                Свершилось! Начались долгожданные «Пять вечеров ко дню Победы»! Стартовал театральный фестиваль, на который съехались лучшие из лучших спектакли театров закрытых городов, приехали дорогие гости, представители профессиональных и любительских театров из Северска, Лесного, Железногорска, Новоуральска, Снежинска, Заречного, Сарова.
                 Только с виду, для непосвященных, этот первый фестивальный день казался дождливым и мрачным. Солнечным было настроение. День радости встреч старых друзей, новые знакомства – день приветствий, предвосхищений, первых впечатлений.
                 Начавшись с утренней торжественно-неформальной пресс-конференции, этот день дважды обратился к теме блокадного Ленинграда и стойкости человеческого духа на войне – через спектакли театров Железногорска и Лесного. С помощью документальных и художественных киносвидетельств провел нас по фронтам Великой Отечественной войны московский кинокритик Александр Колбовский. Закончилось все ближе к полуночи –Актерским клубом, перезнакомившим и передружившим всех, кто еще не успел перезнакомиться и передружиться в течение этого счастливого первого фестивального дня.

    Пять дней, как пять лет.
             Фестиваль открылся пресс-конференцией, приятно шокировавшей одного из москвичей, представителя экспертного совета фестиваля, Михаила Борисова: «Я поражен огромным количеством собравшейся сегодня прессы. На моей памяти последний раз такой интерес вызывал только день рождения Филиппа Киркорова. Наверное, Росатом – это какая-то миниатюрная система, напоминающая государство в государстве. Интерес к культуре этой структуры меня поражает и радует».
            Пресс-конференция началась с небольшой, но весьма концептуальной, можно сказать, «по Фрейду», оговорочки директора театра «Наш дом» Владимира Кулика, обозначившего срок фестиваля вместо пяти дней – длиною в пять лет. Ошибка эта была встречена дружескими аплодисментами. «И действительно, - уточнил Владимир Александрович, - Я надеюсь, что эти пять дней будут настолько наполнены жизнью, что они для нас будут на самом деле как пять лет. Каждый день программы фестиваля – это один из этапов войны. И мы надеемся, что вам: и гостям, и зрителям, и участникам этот фестиваль принесет множество интересных событий, впечатлений, открытий».
             Заместитель Главы администрации Олег Владимирович Ланге: «Мы с радостью откликнулись на данный проект. Надеюсь, что время, которое гости нашего города проведут здесь, будет не только насыщенным в плане профессиональной работы, но и даст возможность познакомиться с нашим замечательным городом и с нашим прекрасным зрителем».
             Начальник Управления культуры Наталья Геннадьевна Сальникова поблагодарила Росатом за поддержку проектов культуры закрытых городов, понимание того, насколько важно развивать культуру закрытых городов: «Каждый такой город – особое пространство. Театральный фестиваль в закрытом городе – это новый этап развития, творческая лаборатория, мастер-классы, возможность увидеть театры других закрытых городов. Именно такие проекты делают закрытый город открытым».
             Тему продолжила Главный специалист по работе с регионами Оксана Васильевна Бондаренко: «Инициативы культуры Росатом поддерживает с 2006 года, когда начала свою работу программа «Территория культуры Росатома». Театральные фестивали проводились и до сих пор, но в другой форме. Этот, собравший лучших из лучших к Юбилею Победы, надеюсь, будет оценен, продолжившись в этом формате и дальше.  Желаю артистам творческих успехов и новых знаний на мастер-классах, а зрителям – наслаждения».
            «Идея программы этого фестиваля возникла еще в прошлом году, - уточнила креативный продюсер фестиваля, член экспертного совета Елена Колыхалова, - когда, объездив все города ЗАТО, отсмотрев множество спектаклей профессиональных и любительских коллективов, накопилась важная информация о том, что нужно для закрытых городов».  
             С интересом ждали участники фестиваля знакомства с членами экспертного совета, педагогами Театрального института имени Б.Щукина. «Меня поразил ваш город красоты неописуемой, - поделилась впечатлениями профессор кафедры мастерства актера Театрального института им. Б.Щукина Валентина Петровна Николаенко, - Я рада, что сюда приехала. Видела город пока только из окна автомобиля, но очень понравился своей тишиной, уютом».   
             Доцент кафедры сценической речи и художественного слова ТИ. им.Б. Щукина Наталья Леонидовна Коваленко: «Рада принять участие в этом фестивале. Как только мне предложили, я сразу сказала – да. То, чему он посвящен, очень важно для нас.  Это самое малое, что мы можем сделать: встречаться и говорить об этом. Важно, что мы делаем спектакли, посвященные этому событию. И показываем их тем, кто еще моложе нас. Это движение в будущее, которое не может быть без воспоминаний прошлого».  
            Михаил Борисович Борисов,  профессор, заведующий кафедрой режиссуры ТИ им. Б.Щукина и кафедрой эстрадного искусства ГИТИСа, заслуженный деятель искусств РФ: «Надеюсь, то, что мы увидим, может дать новое дыхание и свежую кровь нашему театру. Не знаю, что для этого нужно, может все города страны надо сделать закрытыми, чтобы они начали заниматься культурой. Для меня все это очень любопытно. Я с интересом и нетерпением жду встречи с людьми, которые занимаются театром. Для меня это, наверное, будет даже более полезно, чем для тех, кто придет на мастер-классы. Думаю, мы взаимно обогатимся. Честь и хвала Главам закрытых городов, Росатому, который столько сил и средств уделяет развитию культуры».

    До тебя мне дойти нелегко, а до  смерти четыре шага.
           Киногостиная Александра Колбовского «Искусство на территории войны» унесла нас из XXI века в мир киноискусства на фронтах Великой Отечественной войны, опровергнувшей старую пословицу про говорящие пушки и молчащие музы. Три часа пролетели незаметно.


    Каким было искусство на территории войны? Какой была война на территории искусства? Что вообще должно делать в годы войны искусство – поднимать в бой или развлекать, отвлекать, лечить душу? Должно ли оно быть только высоким, пафосным, плакатным или может быть низким, мещанским, мелодраматическим. Эти споры протянулись и до сороковых годов, и кинематограф своими средствами иллюстрировал этот вечный исторический спор. 

          Перед нами прошли кадры старых, почти забытых кинолент: «Антоша Рыбкин», «Актриса», «Парень из нашего города», «Случай с Полыниным», «Воздушный извозчик», Вспомнили имена знаменитых артистов, вдохновлявших на борьбу с фашизмом: Марины Ладыниной, Лидии Руслановой, Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Людмилы Целиковской. «Мне приходилось читать воспоминания фронтовиков, - рассказывал Александр Колбовский, - которые рассказывали, что в самых страшных боях, когда командиры не могли поднять солдат в атаку ни именем Родины, ни именем Сталина, они кричали «За Целиковскую!», и бойцы вылезали из окопов под ураганный огонь».
         «Я бы назвал сегодняшний образ Великой Отечественной войны на наших экранах «раскрашенной войной». Напомню: несколько лет назад умельцы с телеканала «Россия» раскрасили телесериал Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» - фильм программно, концептуально черно-белый. Эстетика этой великой картины как раз и строилась на сочетании черного, белого и серого. И вот вдруг на экране появились эсэсовцы в малиновых штанах, с какими-то несусветными и комичными сочетаниями красок.
        Что-то подобное происходит с войной в широком, так сказать, общенациональном масштабе. Все можно сделать на компьютере. Можно смоделировать любые сражения, нарисовать танки, самолеты, гаубицы, пририсовать тысячи солдат. Можно придумать множество боевых операций, чаще всего связанных с разведкой (это лучше всего продается и собирает максимальный рейтинг), не имеющих абсолютно никакого отношения к реальной истории войны, а иногда – к здравому смыслу. Все можно, кроме одного. Невозможно (пока невозможно!) компьютером передать живую душу. И в этом главная проблема сегодняшних фильмов о войне, хотя среди них случаются исключения - бесспорно талантливые и даже выдающиеся. Если вы меня спросите, что хорошего и честного снято в последние годы о войне, я назову и «Брестскую крепость» Александра Котта и «Битву за Севастополь» Сергея Мокрицкого.
         Наверно, если подводить итоги нашего сегодняшнего разговора, если попытаться сделать из него какие-то выводы, то очевидно, что театр, кинематограф, музыка, песни (особенно песни!) волшебным образом фиксировали и подробно исследовали вот это человеческое (а точнее – нечеловеческое) состояние: «А до смерти – четыре шага».
        Конечно же, искусство помогало выжить на войне. Не впрямую – оно включало или переключало какие-то механизмы человеческой самозащиты, нажимало на какие-то неведомые кнопки и клавиши. И само же фиксировало, как эти механизмы работают, как люди в нечеловеческих обстоятельствах остаются людьми».

    Блокадный Ленинград, любовь к жизни, война реальная и нереальная.
        Первый фестивальный день принес два спектакля, которые во многом оказались родственными между собой. Железногорский театр кукол «Золотой ключик» и Театр-студия «Арлекин» из города Лесного.
       Пространство блокадного Ленинграда. Тема любви и жажды  жизни, которая дает силы не сдаваться. Реальность, которая способна приобретать формы фантастические. Ребенок, оказавшийся на грани жизни и смерти, его мир, полный таинственных, порой ужасающих смещений, где реальное и нереальное соседствуют и взаимопроникают друг в друга.

    Легенды у ротонды, думы Курчатова и добрые песни у «костра».
         Актерский клуб первого фестивального вечера планировалось провести на берегу озера Иртяш, у знаменитой Ротонды. Так сказать, сразу предъявить товар лицом – показать свой озерный город с лучшей и красивейшей его стороны, с берега озера. Но живем в таком климате – того и гляди дождь пойдет. Он и пошел, спутав все планы.     
          Но театр, как известно, великое искусство, а предлагаемые обстоятельства – всесильная вещь! Им никакая плохая погода не помеха, и праздник у ротонды состоялся! Представить беседку и костер – театралам не проблема, а тепло друзей, горящие глаза, душевные песни согревают не хуже теплого весеннего ветерка.
         Из сценария: «И вот после войны, Великой, Отечественной, Игорь Васильевич Курчатов как раз на этом месте, «на берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел» и представлял себе город, который вырастет здесь, меж озёр, и думал о театре, который будет построен одновременно с городом… И так оно и случилось: в 1948 году был запущен первый реактор и сыгран первый спектакль!
          Мы рады приветствовать наших братьев с Железных гор, поведавших нам притчу о самом главном! С нами наши северяне, народ музыкальный, певческий и танцевальный! А зори там тихие! И иже с ними - и Саня, Ваня, также Римас – и все они тоже с нами! А вот и лесные наши братья -  и значит всё будет хорошо в эти пять вечеров! Наши побратимы из краёв заречных, приветствуем вас! Заречные наши друзья, рады вас видеть! Прибыли к нам и жители святых мест преподобного Серафима Саровского, здравствуйте вам! И ближайшие наши соседи с гор Нового Урала, С трёх гор близ Златоуста, и нежные наши снежинцы! Вот как нас много! А ещё мы просим любить и жаловать наших столичных гостей с берегов Москва-реки! Мы видим друг друга, мы рады друг другу! Здравствуйте!»

      … И надо сказать, что давно знакомые в Озерске песни о нашем закрытом городе –  «Есть город номерной», «Есть на Южном Урале городок небольшой» и даже «Секс в закрытом городе» - еще ни разу не были встречены с таким воодушевлением и полным пониманием и восторгом, как в этот раз, когда они были исполнены для гостей из закрытых городов.
           Прав был оговорившийся на утренней пресс-конференции Владимир Кулик. Этот день на самом деле вместил в себя впечатлений и открытий на целый год. А завтра? Завтра – будет новый фестивальный день, насыщенная программа, новые встречи. Но это уже совсем другая история.

    Добавить комментарий

    Ссылки в отзывах запрещены

    Информация

    Муниципальное бюджетное учреждение культуры Озерский театр драмы и комедии "НАШ ДОМ"

     456780, г.Озерск, Челябинской области, пр. Ленина, 30

    Заказ билетов по тел. 2 - 56 - 15,  2 - 68 - 08

    Заказать билеты можно с 10 до 18 часов, кроме понедельника

    Противодействие коррупции 

    Официальные партнеры

    Mayak logo chtpz rostok logo territoria kultury rosatoma

    Как нас найти

    logo ozersk ministerstvo kultury cho
    © 2012-2019 Озерский Театр драмы и комедии "Наш дом"
    Яндекс.Метрика