kassa

    shibakinaЗаслуженная артистка России

    Елена Шибакина

     

    Занята в спектаклях:

    Марселина - "Безумный день, или Женитьба Фигаро", П.Бомарше
    Мать - «Учитесь водить автомобиль заочно»
    Ханума - «Ханума», А.Цагарели
    Она – «Персидская сирень», Н. Коляда 

    Антонова – («Скучающий аноним») – «Господа, товарищи, сволочи и дамы», В.Ляпин
    Агафья Федосеевна, Антон Пркофьич Голопуз, Тощая баба, Бурая Свинья, Гапка, Подсудок – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», Н.Гоголь
    Царица Тамара – «Царство у змеиного болота», Ю.Ким
    Старуха - "Двенадцать месяцев", С. Маршак
    Вера Дмитриевна - «Шутки в глухомани», И. Муренко
    Эльза Александровна - "Земля Эльзы", Я. Пулинович

         Заслуженная артистка России Елена Шибакинародилась 10 сентября 1957 года в г.Первоуральске, Свердловской области. В 1977 году окончила Свердловское театральное училище (мастер курса В.М.Николаев). Актерская биография Елены Викторовны связана с единственным в ее жизни театром – Озерским театром драмы и комедии «Наш дом». Здесь, в 1977 году дебютировала она на этой сцене в роли Хельги в спектакле «На полпути к вершине» по пьесе П.Устинова. Этому театру она остается верна всю свою жизнь.

    Яркая индивидуальность, сценическое обаяние, хорошая профессиональная школа, а также богатая актерская природа и интуиция позволяют ей легко и свободно чувствовать себя в любых жанрах и, сохраняя тончайшие оттенки житейской правды, создавать образы своих персонажей близкими и понятными для всех. И в то же время мощная актерская энергетика и глубина проживаемых актрисой чувств неизменно выводят зрителя на поэтическую высоту, недосягаемую в реальной жизни.

        За четыре десятилетия работы в Озерском театре драмы и комедии «Наш дом» Елена Викторовна сыграла более ста двадцати разноплановых ролей: комедийные, трагические, острохарактерные, лирические, классического и современного репертуара. Среди них особенно можно отметить Марью Антоновну («Ревизор», Н.В. Гоголь, 1982), Мачеху («Золушка», Е. Шварц, 1984), Агнию («Не все коту масленица», А.Н. Островский, 1984), Валентину («Под одной крышей», Л. Разумовская, 1990), Сурмилову («Провинциальная дебютантка», Д.Т. Ленский, 1996), Вассу («Васса Железнова», М.Горький, 2002), Иду Полит («Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямс, 2004), Аркадину («Чайка» А.Чехов, 2010) и др. В каждой из своих героинь актриса воплощала не только заложенные драматургом черты, но и, зачастую ломая привычные стереотипы, привнося свое, современное, злободневное и человеческое.

        Елена Викторовна пользуется заслуженной любовью публики и уважением коллег. Ее способность удивлять и открывать в каждой роли что-то новое не иссякают. Елена Шибакина из тех актеров, на которых идут специально, «спрашивают лишний билетик в кассе». Многие из созданных ею образов становятся легендой, принося славу Озерскому театру драмы далеко за пределами Озерска: Она – «Персидская сирень», Н.Коляда (1997), Катерина – «Все уладится, бабка», С.Лобозеров (1994), Васса – «Васса Железнова» М.Горького (2003), Свинья – «Очень простая история» М.Ладо (2004), Товстогубиха – в «Старосветских помещиках» Н.Коляда по повести Н.Гоголя (2012). 

    Сокровищница (любимые роли прошлых лет) :

    Марья Антоновна – «Ревизор», Н.В. Гоголь (Сезон 1982-1983 гг.)
    Нюрка – «Степанов мост», А. Косенков (Сезон 1984-1985 гг.)
    Мачеха – «Золушка», Е. Шварц (Сезон 1984-1985 гг.)
    Агния – «Не все коту масленица», А.Н. Островский (Сезон 1984-1985 гг.)
    Нина – «Порог», А. Дударев (Сезон 1984-1985 гг.)
    Бородина, Сонечка – «Синее небо, а в нем облака», В. Арро (Сезон 1985-1986 гг.)
    Феодора, Императрица – «Отравленная туника», Н.С. Гумилев (Сезон 1986-1987 гг.)
    Жабина – «Женский зал в «Охотничьем зале», В. Мережко (Сезон 1986-1987 гг.)
    Федра – «Валенсианские безумцы», Лопе де Вега (Сезон 1990-1991 гг.)
    Валентина – «Под одной крышей», Л. Разумовская (Сезон 1990-1991 гг.)
    Марья Петровна – «Дикарка», А.Н. Островский (Сезон 1991-1992 гг.)
    Наташа – «Мы идем смотреть «Чапаева», О. Данилов (Сезон 1992-1993 гг.)
    Марлен – «Семейный уик-энд», Жан Пуаре (Сезон 1993-1994 гг.)
    Катерина – «Все уладится, бабка!», С. Лобозеров (Сезон 1993-1994 гг.)
    Госпожа Простакова – «Недоросль», Д.И. Фонвизин (Сезон 1994-1995 гг.)
    Миссис Форд – «Виндзорские насмешницы», В. Шекспир (Сезон 1995-1996 гг.)
    Туманчикова Эльвира – «Святой и грешный», М. Ворфоломеев (Сезон 1995-1996 гг.)
    Раиса Минишна Сурмилова – «Провинциальная дебютантка», Д.Т. Ленский (Сезон 1996-1997 гг.)
    Тетя Полли – «Том Сойер», Марк Твен (Сезон 1996-1997 гг.)
    Марта Брустер – «Мышьяк и старые кружева», Н. Кесселринг (Сезон 1998-1999 гг.)
    Квашня – «На дне», М. Горький (Сезон 1999-2000 гг.)
    Фекла – «Женитьба», Н.В. Гоголь (Сезон 2001-2002 гг.)
    Васса Железнова – «Васса Железнова», М. Горький (Сезон 2003-2004 гг.)
    Мама, Ида Полит – «Кошка на раскаленной крыше», Т. Уильямс (Сезон 2004-2005 гг.)
    Пресса, интервью:

    Из статьи Ходонович В. «Звезда Елена»:

    «В ней нет страха перед будущим, и она всегда делает только то, что хочет. Она мудрая женщина и большой ребенок: далека от сплетен и не умеет хитрить, очень доверчива. В ней нет чувства злобы, она простила бы даже заклятого врага, но не предаст друга, с которым случилась беда. Она не делти людей по рангам, не заводит «нужных», при общении не ставит свою персону на первое место. Она намного умнее и глубже, чем кажется нам, но никогда не даст почувствовать это собеседнику. У нее потрясающее чувство юмора – и никакой «звездности».

    А она – Звезда, Звезда нашего театра, нашего города. Не люблю высокопарных слов, но как еще сказать? Мы до того к ней привыкли, что уже никто не задумывается, сколько времени она в нашем театре, сколько сыграно ролей, сколько сил отдано нам, жителям города».

    Озерский вестник. 2006. №17 (4 марта). С.20

    Из интервью (Елена Радченко «Дама с собачкой»):

    Девочка из Первоуральска просила у родителей пятьдесят копеек на электричку и ехала на очередной тур в Свердловское театральное училище. Когда узнала, что поступила, позвонила сначала тетке, чтобы встретила на вокзале. Наконец, приехала домой, там папа сидит под хмельком. Выпалила с порога:

    - Пап, я в театральное училище в Свердловске поступила!

    Папа отреагировал адекватно:

    - Правильно, ты же в Советском Союзе сделана!

    О вступительных экзаменах:

    - Прочитала какую-то ерунду из журнала какого-то. А мастер посмотрел и говорит: «Читай лучше письмо Татьяны к Евгению Онегину!»

    - Он видел в вас героиню?

    - Но, к сожалению, я прочитала его так, что все лежали от смеха… А я плакала.

    - Елена, какая трансформация произошла с вами за четыре года учебы в театральном училище?

    - Произошла трансформация тела. В начале первого курса я была такая, как сейчас… во время учебы сбросила килограммов тридцать.

    - Голодать приходилось?

    - Гастритное голодание, как у всех студентов: кабачковая икра и килька…

    В Озерский театр драмы и комедии «Наш дом» ее пригласил режиссер Борис Викторович Гутников. Думалось поначалу так: пожить в Озерске, поработать в театре, родить ребенка и уехать. Вот уже двадцать восемь лет она «уезжает»…

    С самого начала понимала: научить никто не сможет, пока сам на своей шкуре не почувствуешь профессию. И вот ходила по театру, смотрела как гримируются, готовятся к выходу на сцену опытные мастера. За кулисами впитывала в себя все, что происходит…

    И в точности сбылось предсказание мастера о том, что до 30 лет она не будет играть ничего особенного! Были роли, среди них – Принцесса, которая все время хотела есть и спать. Были даже успехи, но только через несколько лет работы в театре завертелось в нужную сторону колесо ее судьбы.

    Сыграла мать в пьесе Л.Разумовской «Под одной крышей». Как говорится, «страдала, страданула, с моста в речку сиганула». И развернулась во всю мощь своего таланта русской провинциальной актрисы, ибо не любит она шпаги, плащи и потерянные записки, в коих не находит ничего занимательного для своего ума, а также сердца.

    - Когда спектакль окончен и вы выходите к публике на поклон, у вас силы прибавляются или вы опустошены?

    - Если спектакль прошел хорошо и роль нравится – это такой кайф… А вообще, у Розенбаума есть песня хорошая: «Артисту дайте отдохнуть хотя бы полчаса». Очень правдивая песня. Не всегда удается отдохнуть. Однажды в Камерном мы сыграли «Недоросля» три раза (!) с перерывом в один час.

    - Вы играете в театре очень разноплановые роли…

    - Люблю играть Свинью в «Простой истории» М.Ладо, Маму в «Кошке на раскаленной крыше» Т.Уильямса. С этой ролью у меня связаны трагические вещи. Шестнадцатого, на сдаче, я говорила: «Пока что я его жена, а не вдова. А восемнадцатого у меня умер муж. Но ведь как нас учили, молодых: «Прежде чем заплакать, ты похорони родного человека!». Просто так ты не заплачешь, что-то должно в тебе оборваться… И вот сколько было исхоронено, прости меня, господи, дай Бог здоровья всем!

    - А сейчас, после 28 лет работы в театре, как это происходит: «хороните», но очень быстро?

    - Сейчас просто щелчок какой-то срабатывает, и мне уже не надо никого «хоронить»… Щелчок – и все, я готова… Актер как арфа. Я не знаю, как на ней играют…

    - Кто играет – режиссер?

    - Нет, твой организм, твое нутро, твои нервы – они сами играют, как на арфе…

    Роль Вассы:

    - Васса для меня – одинокий волк. Стая есть, но без нее. Мне очень жаль эту женщину.

    Радченко Е. Дама с собачкой//Челябинск. 2005. №15 (23 апреля). С.13

    Борис Чигирин «Она свой возраст не скрывает» (выдержки):

    С первого захода она поступает в Свердловское театральное училище. Ее берет к себе на курс известный в то время режиссер Вадим Михайлович Николаев. Его независимые взгляды, мастерство педагога воспитали Елену Шибакину не просто актрисой, которая умеет хорошо работать на сцене. Она актриса думающая, умеющая сопереживать вместе со своим образом, жить этой ролью.

    Но самое главное, наверное, в том, что актриса никогда не скрывает свой возраст. Она пользуется им, чтобы правдивее, эмоциональнее донести зрителям саму суть души - образа ее героини.

    В наш театр Елена Викторовна поступила служить 32 года тому назад. Это произошло 5 мая, а уже 10 мая, после срочного вода, она играла первую свою роль в спектакле «Собака на сене». Актриса рассказывала, что первый выход для нее был самым страшным. Поджилки тряслись как никогда, но с первой репликой все начало проходить. Она забыла о сцене, о зрителях. Она жила образом своей героини. Сегодня, выходя на сцену в новых спектаклях, Елена Викторовна так же волнуется, как и 32 года назад. Для нее зритель в первую очередь не только партнер по залу, но и строгий судья. Ее больше волнует мнение рядового зрителя, нежели театрального критика, ибо она создает свои роли (по ее утверждению) не для критиков, а для людей своего города, который она очень любит и никогда не променяет на другие большие города.

    (о Вассе Железновой): Во многих спектаклях других театров, в одноименном фильме в заглавной роли замечательная актриса Малого театра Пашенная, Васса Железнова представлена ею жестоким человеком, которая ради своего личного я, готова идти на многое, Васса Железнова Елены Шибакиной совершенно другая женщина. Она добрая, любящая бабушка. Шибакина сыграла современную бизнес-леди, в душе которой постоянно идет борьба за свое дело, за внука, борьба с пьяницей и развратником мужем. Она сильная и слабая. Образ Вассы у Шибакиной не отторгается зрителем, он требует сострадания к ней.

    Единый Озерск. 2008. №10 (26 сентября). С.13

    О спектакле «Васса Железнова» на фестивале «Реальный театр» (выдержки):

    «Роль Вассы режиссер поручил Елене Шибакиной, актрисе точных жизненных наблюдений, эмоционально заразительной и глубокой. Ее Вассе присущи достоинство и уверенность, строгость и независимость женщины, способной держать в руках дом, управлять делом. Не случайно, работая с актрисой, режиссер зазвал ее героиню «женщиной, сделавшей самое себя».

    Как известно, сам Горький поступок Вассы, перед угрозой суда принудившей мужа покончить с собой, оценивал весьма категорично: «Не плохо звереют мужчины, но в озверении женщин замечаешь нечто особенно страшное и убийственное». С Вассой Елены Шибакиной эти слова соотнести трудно. В ее действиях столько глубинной, выстраданной прочувствованной заботы о будущей своей семьи, что невольно и вопреки всему начинаешь ей сочувствовать. Как и ее борьбе с Рашелью за внука, единственного достойного наследника огромного пароходства».  

    Камоцкая И. Которые тут временные? //Уральские общественные ведомости.2002. октябрь.

    Елена Шибакина о Вассе и о себе:

    Главную роль в премьерном спектакле исполняет парадоксальная Елена Шибакина. Почему парадоксальная? Потому в каждой из своих ролей она неузнаваема по-новому. В принципе любой талантливый актер многогранен и многолик: в чем-то он похож на зеркальный шар, освещающий зрителя всякий раз каким-то немыслимым светом. Но что настолько не повторять саму себя, как эта замечательная актриса, наверное, нужно очень постараться.

    — Я родилась в славном городе Первоуральске, — начала свой рассказ актриса. — В 15 лет поступила в Свердловское театральное училище. Притом, что интересно, родители ничего не знали об этой моей авантюре. Все только спрашивали: «За­чем тебе 50 копеек?» А мне 50 копеек нужно было, чтобы до училища добираться... Электричка, троллейбус, и обратно — троллейбус, электричка. Так и каталась от родителей втихую.

    — Я, можно сказать, выросла при нашем ДК, — продолжает актриса. —Почетных гостей с караваем постоянно встречала у памятника «Европа—Азия». Девка-то я и тогда была здоровая, ни дать ни взять «хозяйка медной горы». Поступала в училище вместе с Колей Колядой. Я у него все сочинение переписала сло­во в слово. Но, видимо, одну запятую какую-то лишнюю поста­вила, поэтому он за сочинение получил «4», а я «5». До сих пор Коля мне этой несправедливости простить не может!

    - Становление меня как актрисы про­изошло все-таки под руководством талантливейшего Шульмана. Думаю, что нам сегодня в театре не хватает личности такого масштаба — человека, не только режиссера, но и педа­гога. Пусть немного властного, но очень сильного и мудрого!

    - От нашей бюрократии ее бросает то в жар, то в холод. Одно из двух: она либо заплачет, либо заорет от своей безысход­ности. Главное удовольствие в ее жизни — роли и, естественно, люди. которые тоже иногда бывают очень необычными, как, на­пример, в эпизоде, о котором рассказала актриса.

    — Однажды ко мне на улице подошла женщина и громко так заявила: «Ну и что вы натворили?» Я перепугалась, думаю: опять где-нибудь что-нибудь не то сказала. А она мне: «Я после вашей «Персидской сирени» две недели спать не могу! Все плачу и плачу...». Кондукторша одна во мне просто души не чает. Так и норовит не взять с меня плату за проезд. Стоматологическая поликлиника — для нас вообще просто род­ной дом: дружим семьями, они наши постоянные завсегдатаи...

    Что же это за беда такая в России — сильная женщина? Пьеса написана Максимом Горьким в начале XX века, переписа­на в 40-е годы. на дворе уже третье тысячелетие, а проблема все актуальна и актуальна! Когда же наши женщины устанут, наконец, тащить на себе воз по имени матушка Россия? На это моя собеседница ответила:

    — Честно говоря, я не считаю Вассу Железнову такой уж сильной женщиной. Она больше похожа на одинокого волка. Стая-то есть, но она не при ней. По необходимости она стала сильной женщиной. Кроме нее, некому было взять власть в се­мье в свои руки. Для меня, например, до сих пор загадка- от чего умер ее муж? Может быть, у него и в самом деле сердеч­ный приступ был? По учебникам советской эпохи Васса — монстр, бездуховный класс. Я же оправдываю свою героиню. По большому счету, я вообще не нахожу в ней плохих черт. Обычная живая женщина, которая волею судьбы перестала сли­зывать сливки с сапога своего возлюбленного. Таких женщин сейчас очень много — те же «челноки»... Вот стоит она перед нами на рынке, все вроде бы в порядке, а что в душе у нее творится, в личной жизни — не знает никто.

    Болотова Т. Сильная женщина//Деловой Озерск. 2003. 20-26 декабря. С.2

    Гурина С. Женщина на все времена (выдержки):

    «В беседе она призналась, что несмотря на огромное количество сыгранных разноплановых образов, к каждой новой роли она готовится, как к экзамену. Получая текст на руки, внимательно вчитывается в него, говорит себе: я не знаю эту женщину. Роль формируется постепенно, в процессе репетиций, а затем и на спектаклях в нее добавляются новые краски. Работа над созданием яркого сценического персонажа – это таинство, которое невозможно объяснить. Как у Анны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора – как лопухи лебеда…». Впереди у Елены Шибакиной много работы, много новых ярких ролей, а мы, зрители, вновь придем в театр для того, чтобы удивляться и аплодировать».

    Озерский вестник. 2007. №84 (20 октября). С.21

    Чигирин Б. Новое имя актрисы (выдержки):

    - Я очень люблю те роли, где нужно не просто показать актерское мастерство, а вложить наизнанку всю свою душу, как говорится, пострадать с ролью.

    - О каких ролях мечтаете?

    - Актер – человек подневольный. Что дадут, то и играем.

    - Все же мечта есть?

    - О Джульетте мечтаю, - отвечает со смехом.

    Единый Озерск. 2009. №16 (25 сентября). С.19

    Анкета:

    Имя, отчество, фамилия: Елена Викторовна Шибакина
    Самый любимый актёр, актриса: Нет таких
    Любимый театр, спектакль, режиссёр: театр – «Наш дом», спектакль – «Персидская сирень», режиссер – Н.Воложанин
    Самый любимый киноактер, киноактриса: Нет таких
    Любимый фильм, кинорежиссёр: «Любовь и голуби»
    Самый любимый писатель: Много
    Самый любимый поэт: Много
    Любимый художник, картина: Картина Репина «Не ждали»
    Любимый композитор, музыкальное произведение, песня: Гимн России
    Любимая телепередача: «Спокойной ночи, малыши!»
    Любимый вид спорта, спортсмен/команда: Не люблю!
    Любимый цвет, цветок, запах, звук: Что вижу, что дарят, что нюхаю, что слышу!
    Любимое место в любимом городе: Рим. Ватикан.
    Страна, к которой относишься с симпатией: Италия
    Самая замечательная историческая личность: Екатерина II
    Историческая личность, внушающая тебе отвращение: Гитлер
    Самый выдающийся человек современности: Н.Коляда и его театр
    Идеал мужчины: Мой любимый
    Идеал женщины: Я
    Любимые черты в характере человека: Доброта
    Отвратительные качества человека: Вранье
    Твои отличительные черты: Не знаю
    Чего тебе недостаёт: Чего и всем!
    Каким человеком считаешь себя: Обычным
    Какое событие стало бы для тебя самым радостным: Без комментариев
    ...а какое трагедией? Смерть близких
    Чему последний раз радовалась? Вчера коленка не болела!
    Что последний раз огорчило? Сегодня болит!
    Твоё увлечение: Коты
    Твоя мечта: Не скажу!
    Ты счастлива? Конечно!
    Почему? Потому что живу!
    За что ты любишь жизнь? За жизнь!
    Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ: Я им не буду!
    Что бы ты сделал в первую очередь, если бы стал главой правительства: Я им не буду!
    Что бы ты сделал в первую очередь, если бы стал обладателем миллиона рублей? Увезла бы весь наш театр на море!
    Чего ты хочешь добиться в жизни: Об этом не думаю – уже поздно!
    Только для тебя характерное выражение: Не знаю!
    Любимый афоризм, изречение: Все пройдет! – И это пройдет!

    Признание(награды, победы) :

    Нагрудный знак «За достижения в области культуры» (1998 г.)
    Лауреат III открытого театрального фестиваля-конкурса «Золотой конек» (Тюмень, 2002 г.), на котором спектакль «Персидская сирень» получил Гран-при.
    Актерский дуэт «Н.Скрябин и Е.Шибакина» признан лучшим по результатам I-го театрального конкурса «Территория культуры Росатома», 2008 г. Указом Президента от 9 апреля 2007 года присвоено звание "Заслуженная артистка Российской Федерации".

    Кроме театра в моей жизни:

    Семья, друзья, коты.

    Фотоальбом:

    Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
    https://teatr-ozersk.ru/lyudi-teatra/aktery/45-zasluzhennaya-artistka-rossii-elena-shibakina#sigProId9f33aca8d5

    Комментарии  

    #1 Павел 03.12.2012 14:40
    Великолепная актриса! Одно из самых ярких воспоминаний от Озерского театра! Спасибо Вам! Много творческой работы, востребованности! Здоровья!
    Цитировать | Сообщить модератору

    Добавить комментарий

    Ссылки в отзывах запрещены

    Информация

    Муниципальное бюджетное учреждение культуры Озерский театр драмы и комедии "НАШ ДОМ"

     456780, г.Озерск, Челябинской области, пр. Ленина, 30

    Заказ билетов по тел. 2 - 56 - 15,  2 - 68 - 08

    Заказать билеты можно с 10 до 18 часов, кроме понедельника

    Противодействие коррупции 

    Как нас найти

    © 2012-2019 Озерский Театр драмы и комедии "Наш дом"
    Яндекс.Метрика