kassa

    Ночь любви за колючей проволокой

    11 28 noch 04Мы мчались, на ночь глядя, в город за колючей проволокой. Один раз в году в Озерск съезжаются театральные труппы из разных городов, чтобы поэкспериментировать с публикой и площадками, благо в наличие имеется и то, и другое: заинтересованный, активный зритель и семь площадок – от трюма под сценой до мастерской под потолком театра. В пол глаза

    Седьмой фестиваль экспериментальных театральных форм «Ночь в театре» объединил в афише 16 спектаклей из разных городов. Участники стартовали в два забега: параллельно действо разворачивалось на семи площадках, посему охватить единым взглядом фестиваль целиком не удавалось никогда и никому, даже организаторам.

    - Выбирайте, что будете смотреть! – предупредили журналистов.

    Ох, нелегкая это работа: выбрать из 16 спектаклей только два! Увидев в толпе знакомую фигуру критика Владимира Спешкова, падаю ему «на хвост» - уж он точно знает, что надо смотреть. Интересно, а как в этом многообразии ориентируются бедные зрители?

    - Нам администратор посоветовала, – пожимает плечами «одногруппница».
    - А я прочитала книгу, очень сильное произведение, я даже плакала, - признается худенькая девушка. Мы шли по длинному коридору к своей цели – спектаклю по роману Гальего «Белое на черном», в свое время получившему русского Букера.

    Гуськом спускаемся по ступенькам вниз, в самое чрево сцены: трубы, решетки, запирающие вход, холодный бетонный пол и такие же стены, над головой – огромные колеса поворотного круга. Колоритный антураж выбрал театр «КТО» из Перми для монолога человека, с детства обреченного на инвалидную коляску. Молодой человек с длинным бледным лицом рассказывал о мальчике, который мечтал встать на ноги, о советских домах инвалидов, которые похожи на концлагеря, а все, кто в них обитает – априори герои, потому что у них нет выбора.

    Рассказ получился искренним, но несколько сумбурным – уместить всю жизнь в какие-то 40 минут проблематично, также, как роман переделать в пьесу.
    На новенького
    Второй эксперимент, на котором удалось поприсутствовать, оказался более удачным. Ельцин-центр из Екатеринбурга разыграл пьесу Валерия Шергина «Карусель». Еще одна личная история с трагической подоплекой, на сей раз исторической. Любовь на фоне краха советской империи. Замечательные актерские работы, крепкая режиссура, жаль, что экспериментальные формы остались на родине – в Екатеринбурге.

    - Мы играем спектакль в музее, где зрители проходят по нескольким залам: встреча с героиней происходит в настоящем московском троллейбусе, для сцены в политбюро своя экспозиция, - пояснил актер Александр Фукалов.

    В перерывах обмениваемся впечатлениями с коллегами: Казань понравилась, озерская «Яма» показалась интересным эскизом, а вот с танцевального проекта «СoDa» зрители уходили.

    В оценках мнения по поводу фестиваля разделились. Те, кто видел его первый раз, столичные и местные критики, говорили о том, какая замечательная идея и насколько перспективно это направление.

    - Многосоставное зрелище – это интересно и, мне кажется, привлекает зрителей, - считает гостья фестиваля, редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп. – Эксперимент проявляется в освоении разных пространств, а также меняется связь зрителя и театра.

    - У театра сложная ситуация – ему нужно удержать публику, найти себя в новом времени, и этот фестиваль как раз такая попытка. Что-то получилось лучше, что-то хуже, но тем не менее, те же работы молодого режиссера Никиты Золина появились в том числе и благодаря «Ночи в театре», - высказался театральный критик Владимир Спешков.

    Пристрастных же зрителей, наблюдающих за процессом на протяжении уже нескольких лет, терзают смутные сомненья: за семь лет замечательной идее пора бы уже обрести конкретные формы и направить броуновское движение в системное русло.

    12 02 noch
    Шекспир на разогреве

    Семь лет назад «Ночь в театре» была заявлена как фестиваль экспериментальных форм. Заявку хорошо бы подтверждать и не только в плане нетрадиционных площадок, которые, к слову, большинством участников уже с успехом освоены, равно как и зрителями. В отношении самих форм все оказалось вполне традиционно: монодрамы и просто драмы, танцы и капустники, эскизы спектаклей и даже читки. И это главная проблема, которая по-прежнему, увы, не решена.

    По качеству представленные работы заметно разнились, но уже в пределах профессиональной линейки, в отличие от прошлогодних студенческих показов, буквально захлестнувших фестиваль. Все-таки не зря в этом году организаторы провели предварительный отбор – из 30 выбрали 16. И это правильно: зритель за свои деньги должен получить качественное зрелище.

    В этот раз фестиваль получился более компактным: открытие и большой антракт стали более спокойными и функциональными, а общий гала-концерт - более ярким и эмоциональным. Однако объединить структуру с наполнением не хватило сил и вкуса (вот где с очевидностью опять всплыла проблема отсутствия в театре сильного творческого лидера).

    Тема ночи, вынесенная во главу угла, которая по замыслу организаторов должна объединять всех и вся в единое целое, играет чисто формальную роль. Хотя как раз в этом году она была наиболее удачной – Pro Любовь, про которую написаны 99,9 процентов пьес по утверждениям специалистов. Можно отдать должное смелости организаторов и труппе театра «Наш дом», замахнувшихся на «Вильяма нашего Шекспира». Трагедия на разогреве перед капустником сыграла злую шутку с исполнителями, превратившись в кич.

    11 28 noch 03
    Мы ждем перемен!

    И все же. При всех недостатках, аморфности, метаниях фестиваль востребован публикой, а значит, имеет право на жизнь.

    - Заполняемость зала на спектаклях театра 71 процент, для нашего города это очень высокий уровень, - констатирует директор театра «Наш дом» Владимир Кулик. – Фестиваль расширяет аудиторию, поскольку привлекает в театр совсем другую публику. На фестивальных площадках - переаншлаг. Если вы заметили, на «Ночь» приходит много молодежи, потом они становятся нашими постоянными зрителями.

    К тому же какие-то подвижки все-таки происходят. В этом году на фестивале впервые замечены столичные гости: московский журналист Артур Соломонов и театральный критик из Питера Евгения Тропп.

    - В перспективе мы хотим, чтобы на каждой площадке присутствовали критики, чтобы коллективы могли узнать мнение о своей работе, - рассказывает о планах Владимир Александрович. – Это особенно важно для молодежи, которая зачастую не может в полной мере развернуться в своем театре. А здесь у них как раз есть возможность быть замеченными. Ну и второе. Планируем расширять географические границы, приглашать участников не только из близлежащих регионов. Для этого необходимо попасть в план областных мероприятий, получить грант, и тогда это станет возможным.

    В любом случае качественный рывок фестивалю просто необходим. Пауза явно затянулась.

       В Озерске прошел VII фестиваль экспериментальных театральных форм «Ночь в театре». В этом году приняли участие 16 коллективов из семи городов, свои работы представили артисты из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Нижнего Тагила, Перми, Казани и Озерска. Тема прошедшего форума «Pro-любовь».

    Виктория ОЛИФЕРЧУК, Фото автора и театра

    Добавить комментарий

    Ссылки в отзывах запрещены

    Информация

    Муниципальное бюджетное учреждение культуры Озерский театр драмы и комедии "НАШ ДОМ"

     456780, г.Озерск, Челябинской области, пр. Ленина, 30

    Заказ билетов по тел. 2 - 56 - 15,  2 - 68 - 08

    Заказать билеты можно с 10 до 18 часов, кроме понедельника

    Противодействие коррупции 

    Как нас найти

    © 2012-2019 Озерский Театр драмы и комедии "Наш дом"
    Яндекс.Метрика