В театре «Наш дом» побывал ревизор из…

В театре «Наш дом» побывал ревизор из Москвы

Во вторник озерчане увидели постановку «Ревизора» Николая Васильевича Гоголя, в исполнении актеров Театра на Малой Бронной. Перед началом спектакля в фойе театра «Наш дом» было многолюдно. За лето горожане успели соскучиться по театру, по его особенному духу,...

Подробнее »

В «Нашем доме» начинается чудесный сезон

В «Нашем доме» начинается чудесный сезон

С каким настроением входит театр драмы и комедии в юбилейный, семидесятый, творческий сезон, какие планы ждут своего воплощения, каких сюрпризов ожидать озёрским поклонникам Мельпомены? Об этом и не только рассказал в интервью Озёрск.ру директор Озёрского...

Подробнее »

Дружба длинною в жизнь

Дружба длинною в жизнь

В рамках юбилейного сезона мы продолжаем рубрику «Люди театра». 10 сентября свой юбилей отмечает Заслуженная артистка Российской Федерации Шибакина Елена Викторовна.

Подробнее »

Театр драмы и комедии «Наш дом» готовится…

Театр драмы и комедии «Наш дом» готовится к открытию юбилейного сезона

Каждый юбилей – это всегда повод вспомнить историю. У озерского театра она началась в январе 1948 года, когда был издан приказ о назначении директора и главного режиссёра.  Следует отметить, что в системе закрытых городов атомной отрасли...

Подробнее »

Начинается прием заявок на «Ночь в театре»

Начинается прием заявок на «Ночь в театре»

Озерский театр драмы и комедии «Наш Дом» в ночь с 25 на 26 ноября проводит восьмой Фестиваль экспериментальных театральных форм «Ночь в театре». В Фестивале могут принять участие профессиональные российские театры, а также студенты выпускных...

Подробнее »

kassa

25/XI/2016 Ночь в театре

Овы, почтенные старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас, и пусть нам приснится то, что будет через двести тысяч лет.
А. П. Чехов «Чайка»

12 08 noch4

Массивное здание театра «Наш дом» не меньше, чем ротонда в городском парке или кинотеатр им. Маяковского, является архитектурным символом Озерска. Его дорические колоннады, словно кости мамонта, возвышаются над субтильными двухэтажками старого города. Когда-то здесь был свой симфонический оркестр и труппа оперетты. Теперь же огромные мраморные залы и витые канделябры выглядят непомерной роскошью и анахронизмом на фоне прижимистой озерской жизни. Театр стал похож на брегет Буре, что припрятал от чекистов во время обыскабывший подъесаул, хранимый как единственная ценность и память о благословенных днях в надежде, что дни эти когда-нибудь вернутся.
Однако, сегодня у театра именины, сегодня светлый и радостный день… то есть ночь. Ночь в театре. Звучит музыка, сверкают дамские наряды, мельтешат по лакированному паркету сотни пар дорогой кожаной обуви, дразнят ароматами выставленные в фойе столы, тяжело нагруженные легкими закусками, всюду оживление, суета и столпотворение. Неслучайно в маленький уездный город на фестиваль съезжаются постановки со всей России. «Ночь в театре» облюбовали критики. Здесь неофициальная ярмарка талантов, русское поле экспериментов, здесь происходит то, что случится со всем российским театром лет через пять.
Ночь –время тайн, сновидений и любви, и лучшего времени суток для большого лицедейского праздника не придумать. Но есть и еще один немаловажный момент. Театральные коллективы съезжаются в закрытый город днем, знакомятся с площадкой, репетируют, в общем, готовятся к встрече со зрителем. Ночью проходит фестиваль, а поутру, когда опустится занавес, их провожают восвояси – никаких гостиниц. Это вроде бы ничего не решающая экономия много значит для организаторов, которые чуть не каждый год задают себе гамлетовский вопрос – быть «Ночи в театре» или нет. Фестиваль(поверите ли?) самоокупаемый или почти самоокупаемый. А все заработки – с продажи билетов и вышеупомянутой снеди. И это при том, что население Озерска в десятки раз меньше численности горожан Челябинска и Екатеринбурга. Вот такая у нас культура, есть чем гордиться.

Пролог.
12 08 noch5
Пусть не обманут вас бутафорская сущность костюмов, предопределенность реплик и абсурдность мизансцен. Театр – это довольно достоверная миниатюрная модель Мира, который и сам в известном смысле – огромная Сцена, и на ней разворачивается грандиозный Спектакль, вечная премьера бытия.
Небольшая сцена в фойе. Неспешно собираются гости, знакомцы приветствуют друг друга, одна беседа легко перетекает в другую, тончайшие оттенки улыбок, взглядов понемногу раскрывают нам распределение ролей. На втором этаже начинается небольшой спектакль для прессы, в главных ролях протокольные лица и их неизменно протокольные речи, возвещающие скорое начало главных событий Ночи.


Божественная комедия ошибок.
Нестандартный сюжетный поворот, уводящий нас в сторону от основной темы, но знакомящий нас с местом действия. Мы проследуем в Трюм - к месту первого показа, нас сопровождает приставленный к нам Вергилий, хранитель тайн. Поднимаемся из фойе по боковой лестнице на второй этаж, сворачиваем направо в узкий и длинный коридор, метров через пятьдесят обширный лестничный пролет, где мы спускаемся на этаж ниже, снова длинный коридор, поворот налево… После бесчисленных поворотов, подъемов и спусков мы оказываемся у цели. Грубо окрашенные кирпичные стены, неведомые науке коммуникации над головой. Между хаотично возникающими из темноты бетонными блоками и невесть, зачем поставленной здесь металлической решеткой расположилась камерная сцена и пара десятков мест для зрителей. Это и был Трюм.
Вергилий представился старшим монтажером Евгением.
- Много ли работы сегодня? – спросил я его.
- Я тебе сейчас покажу, сколько у нас работы, - эмоционально начал Вергилий. – Я тебе сейчас все покажу. И, в первую очередь, я тебе покажу вот это!
Мы завернули в очередной тупик, и я уперся в дверь с надписью «Душевая». Иронию понял.
- А почему у вас работы так много?
- Семь сцен! Надо каждую подготовить к показу.
- Когда начали готовиться к фестивалю? – спросил я, ожидая услышать что-то типа «всю ночь не спали». Глаза у Вергилия и впрямь воспаленно краснели.
- Три недели уже – был ответ.
Поднимаясь по крутой и узкой лестнице, Вергилий вновь обернулся ко мне:
- Здесь тоже была сцена.
12 08 noch6
Сценой на фестивале традиционно служат изначально не приспособленные для этого помещения – наряду с большим и малым залом, гардероб, мансарда, мастерская и т.д. Так интереснее, а кроме того, так появляется возможность у нескольких трупп играть несколько пьес одновременно. По словам директора театра Владимира Кулика популярностью среди актеров пользуются как раз «нетрадиционные» площадки, в этом году настоящая битва разыгралась за право выступать под лестницей.
Проходя через фойе, я увидел, что в толпе замелькали ряженые, а среди шума то и дело зазвучали фамилии Монтекки и Капулетти.
- А кого в театре больше – актеров или работников (осветителей, монтажеров, костюмеров и т.д.)? – продолжал я допрашивать Вергилия.
- Работников… Должно быть. Но сейчас больше актеров.
- Почему так? Мало платят?
- Ну, есть и другие причины…
- А в чем заключаются другие причины?
- Ну, наверно, только в этом, - после некоторого обдумывания ответил Вергилий.


Венера и Адонис.
12 08 noch8
География мероприятия поистине обширна. В этом году «Наш дом» принимал сильный спектакль из Казани (камерный театр Аkт), московский журналист и драматург Артур Соломонов представлял публике собственную книгу «Театральная история. Live», главы из которой зачитал зам. министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман. Критику в этот раз обеспечивала северная столица. Говорят, заявка на участие пришла даже из Владивостока... И это не считая коллективов из Челябинска, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, которым относительно проще добраться до Озерска и вернуться обратно на следующий день.
Остановимся на спектакле из славного города Пермь (театр «К.Т.О.») по книге Рубена Гальего «Черное на белом». Под минимальное звуковое сопровождение в центр светового пятна, образованного скрещенными лучами прожекторов вошел молодой человек. И без того вытянутое лицо его удлиняли борода и собранные на затылке в хвост длинные волосы. На улице его можно бы было принять за байкера или священника. Обычная черная рубаха и подпоясанные ремнем брюки со стрелками не особенно дополняли образ. Молодой человек уселся в кресло и полчаса, не вставая с него, вел монологическую беседу со зрителями, рассказывая от первого лица историю парализованного мальчика, коим он сам определенно не являлся. Все хорошо видели, что пришел он сюда на собственных ногах, и уйдет, надо полагать, на них же. Чертовски условно, получается! Но зрители почему-то не протестовали и не дезертировали в буфет – напротив, слушали и смотрели с неослабевающим вниманием.
12 08 noch9
Жанр моноспектакля получил большое распространение в последнее время. Шоу сейчас уже трудно удивить, если это не концерт Rammstein и не ЦиркДю Солей. Телевидение и интернет делают свое дело. Хитро сплетенные гирлянды слов также мало кого волнуют. (Хм!) А вот человеческое общение на сокровенные темы. Слегка обезличенное сценой, постановочное отчасти, но от этого не менее искреннее и глубокое. Ни этого ли нам так не хватает в нашей жизни, проглатываемой нами как непрожеванный кусок в нескончаемой тщетной погоне за вечным блаженством?
В этой жизни молодого человека зовут РамисЗаббаров. После представления я попросил его немного рассказать о себе и о коллективе.
- Название нашего театра «К.Т.О.» - это аббревиатура, и расшифровывается она: «Кино-Театральное Объединение». Мы пытаемся соединить элементы двух видов искусств под одной крышей.
- Большая ли у вас труппа?
- У нас сейчас всего два актера – я и Елена Костарева. – Мне улыбнулась очаровательная девушка в футболке с логотипом театра, которую я видел во время спектакля за звукооператорским пультом. – «К.Т.О.» - это частный театр и работаем мы примерно полгода.
- Как это возможно? Почему частный?
- Сразу же после учебы мы работали в Ижевском театре, – подключилась к разговору Елена. – Нам не понравилось. Вот там как раз был очень большой коллектив, и мы набрались опыта в плане организации. После началась самостоятельная работа по созданию независимого театрального объединения в Перми.
- Расскажите, как вы попали на «Ночь в театре»?
- Случайно. В последний момент нам подсказали друзья. Ваш замполит (заместитель директора по литературно-драматической части, а не то, что вы подумали – прим. ред.) Юля Клепикова ответила нам, что прием заявок уже окончен, но видео со спектаклем мы все же отправили… и вот мы здесь!
- Как вам Озерск? – традиционный вопрос гостям города.
- Мы видели его только мельком из окна машины, и, похоже, познакомиться с ним лучше возможности не будет. Утром мы уезжаем обратно. Нам показалось, что город абсолютно пустой.А у вас тут есть куда сходить? – почему-то поинтересовалась Лена.

Тень отца Гамлета.
12 08 noch7
По мере того, как подходили к концу первые показы, зрители накапливались в фойе, подкрепляя свою тягу к прекрасному тонизирующими напитками и ароматной выпечкой, сверяя первые впечатления об увиденном. Получалось, что в массе своей горожане не оценили драматургию, но вот актерская игра воодушевила. Почему же в отечественном популярном кино у нас такая беспросветная халтура по части актерствования? Хотя по части всего остального дело там обстоит не лучше.
В большом зале нас ожидала заварушка с участием отпрысков все тех же почтенных семейств из Вероны. Засвистели рапиры. Я затаил дух. Говорят, любимец домохозяек и работодатель самой прекрасной няни с украiнським акцентом на съемках первых «Гардемаринов» чуть не остался без глаза. Насладившись интерлюдией, мы вновь разделились на группы и расползлись по закоулкам античной громады, похожей в этот момент, вероятно, на термитник. По пути встретился заколотый только что Тибальт, в котором мне удалось распознать члена легендарного «Тринтета», а ныне актера Озерского театра кукол и, между прочим, постановщика показанной в Мансарде драмы «Черный кофе» Сергея Гальперина.
На этот раз путь мой лежал в Мастерскую, где театральный коллектив «В центре» екатеринбургского Ельцин-центра разыграл перед нами бытовую ретрокомедию с классическим философским подтекстом: мол, ищешь ты любовь по белу свету, а она ждет рядом где-то. Появляется в спектакле и Ельцин. Вы спросите, как? Во сне. Причем, оказывается, что Борис Николаевич – женщина. Вот такой вот постмодерн! Тем не менее, образ зрительно похож, да и вещал персонаж фирменным ельцинским говором. Как же я соскучился по этим заторможенным косноязычным декламациям! Пусть первый президент этой страны запомнился не бойкими афоризмами про мочилово в клозете, а, скорее, чудачествами под алкоголем, или под таблетками, или под тем и другим (??). Это было хотя бы весело. Кроме того, обращения к «дорогим россиянам» были как-то более от души, чем все то, чем кормит нас сегодня Первый канал.
12 08 noch10


Зимняя сказка.
Ни один из гостей «Ночи в театре» никогда не посмотрит все спектакли, в эту ночь показанные, и даже половину. Ходишь посреди этого тотального театра и только успеваешь головой крутить. Но есть в программе фестиваля такой элемент как финальный гала-концерт, когда все спектакли окончательно сливаются в один, когда надежда российской сцены, дружно выходит пред очи озерского зрителя, и можно оценить пытливым взором всех и каждого. И увидели мы в эту ночь удивительную картину. На сцену вышли люди, которые верят в свое дело. Нескрываемой радостью и удовлетворением от собственного труда светились лица. Праздник в зале и праздник на сцене, искренний, неподдельный, осязаемый.
Не всем, далеко не всем в Озерске по душе то, что творится сегодня в театре. Все эти «Убийцы», все эти МакДонахи, вся эта антиэстетичная провокация. Можно и так посмотреть на вещи. Но на сцену, думается мне, в творчески переработанном виде выноситсяв сущности то, из чего состоит наша жизнь.А состоит она не только из приятных вещей. Она доверху полна насилия, лжи, продажной любви и крепких словечек. Кто ж виноват в этом, если не мы сами?
12 08 noch11
Под крылом и при полном попустительстве директора «Нашего дома» Владимира Кулика в театре выросло первое «непоротое» поколение актеров: Алла Зорина, Никита Золин, Кристина Прислонова, Андрей Сюськин… Они дослужились до главных ролей и собственных постановок. На их плечи скоро ляжет большая ответственность . Это они наполняют жизнью, смыслом и новыми идеями один из самых консервативных институтов культуры. Это им, а равно и всем, выходившим сегодня на сцену, я говорю спасибо! Cтоило хоть раз в жизни пережить эту ночь, чтобы увидеть восход нового дня. Счастья вам!

Егор Абдалов

Добавить отзыв

Защитный код
Обновить

Комментарии

Мы ВКонтакте