Юбилей спектакля

Юбилей спектакля

В рамках юбилейного театрального сезона мы начинаем рубрику «Спектакли театра». 25 октября 1997 года состоялась премьера спектакля «Персидская сирень» по пьесе Николая Коляды. Режиссер-постановщик — Заслуженный деятель искусств Казахстана Николай Воложанин.

Подробнее »

Закулисье нового сезона

Закулисье нового сезона

В субботу, в рамках двенадцатичасового марафона «День в театре», прошла пресс-конференция, посвященная открытию 70-го юбилейного творческого сезона. На вопросы представителей СМИ ответили директор театра «Наш дом» Владимир Кулик и глава Озерского городского округа Евгений Щербаков.

Подробнее »

Обыкновенное чудо на новый лад

Обыкновенное чудо на новый лад

В субботу в театре «Наш дом» открылся 70-ый  юбилейный творческий сезон премьерой спектакля «Обыкновенное чудо» по пьесе Е. Шварца. Озерчане с нетерпением ждали премьеры, все билеты были распроданы за несколько дней до показа.

Подробнее »

Все начинается с любви

Все начинается с любви

7 октября Озерский театр драмы и комедии «Наш дом» откроет свой юбилейный 70-ый сезон премьерой спектакля по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».

Подробнее »

С пополнением, театр «Наш дом»!

С пополнением, театр «Наш дом»!

Просим любить и жаловать – новых актеров театра "Наш дом", выпускников ЕГТИ (мастерской В.И. Двормана) - ВАСИЛИЯ КАЗАНЦЕВА И АЛЕКСАНДРУ ЕЛЬЦОВУ.

Подробнее »

kassa

ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ КО ДНЮ ПОБЕДЫ

Название театрального фестиваля, который проходил в Озерске с 20 по 25 апреля, говорит само за себя – на сцене театра драмы и комедии «Наш дом» были показаны спектакли, посвященные юбилею Великой Победы.  Целую неделю театральная публика заполняла зрительный зал, оргкомитет работал в круглосуточном режиме, Интернет-страничка фестиваля (а куда сегодня без нее!) наполнялась отзывами – словом, событие получилось масштабным, увлекательным и удивительно «атмосферным». Причем в этой атмосфере была минимальная доза верных спутников любого масштабного юбилея  - пафоса и официоза.

В странной стране
Театры, приехавшие  на форум, обитают в «Стране Росатом» (так, кстати, называется и корпоративная газета  генерального спонсора фестиваля). Эта страна замечательна тем, что у нее есть четкая граница со многими  характерными атрибутами – контрольно-пропускными пунктами,  04 23 festivalзаграждениями из колючей проволоки… Города этого «государства в государстве» ранее именовались только номерами, а сегодня носят поэтические названия – Снежинск, Озерск, Железногорск, Северск, Саров, Новоуральск, Лесной,  Заречный и так далее... И в почти каждом из них есть профессиональный театр, а то и два – что совершенно немыслимо в «открытых» городах с численностью населения 80-90 тысяч человек. Конечно, очень большую поддержку этим театрам оказывает мощная государственная корпорация, которая выделяет гранты, организует фестивали. Есть даже постоянно действующая ( с 2006 года) программа «Территория культуры Росатома», которая, кстати, поддерживает не только театральные, но и музыкальные коллективы, художественные школы и так далее.

- Театральные фестивали проводились и до сих пор, но в другой форме. Этот, собравший лучших из лучших к Юбилею Победы, надеюсь, будет оценен, продолжившись в этом формате и дальше.  Желаю артистам творческих успехов и новых знаний на мастер-классах, а зрителям – наслаждения, - сказала на  пресс-конференции по случаю открытия фестиваля главный специалист по работе с регионами Оксана Бондаренко.

-  Идея программы этого фестиваля возникла еще в прошлом году, - уточнила креативный продюсер фестиваля, член экспертного совета Елена Колыхалова, - когда, объездив все города ЗАТО, отсмотрев множество спектаклей профессиональных и любительских коллективов, накопилась важная информация о том, что нужно для закрытых городов
Надо отдать должное, «Росатом» действительно вложил в организацию фестиваля и немало сил, и  немало средств – в одном городе были собраны представители пяти театральных коллективов ( в том числе музыкальный театр с кордебалетом и оркестром  -более 70 человек!), приглашен экспертный совет, в большинстве своем состоящий из педагогов одной из лучших театральных школ – вахтанговской, наблюдатели из других «атомных» городов, организована образовательная программа…

Сегодняшний взгляд
И все же основным содержанием любого  театрального фестиваля, конечно, являются спектакли. Они были очень разнообразны  - оргкомитет специально выбрал одну работу кукольного театра, одну – музыкального, один спектакль  драматического тетра для детей и молодежи и одну постановку детской театральной студии. Как-то сравнивать их между собой было просто бессмысленно, да и задачу такую никто не ставил… И все же общая черта у всех фестивальных постановок была – представление нашего, сегодняшнего взгляда на события давних лет.
У каждого театра были свои «прорывы» в этой области –  так, в спектакле «Блокадная притча о самом главном» ( театр  кукол «Золотой ключик», г. Железногорск) по-настоящему страшно были изображены сцены бомбежки, когда предметы на кукольной сцене как бы двигались в такт сотрясениям земли от взрывов… В  инсценировке рассказов ленинградского писателя Александра Крестинского «Пусть все будет хорошо» ( театр-студия «Арлекин», г. Лесной) рассказ о  детстве автора, которое пришлось на предвоенное и военное время, был представлен детьми, актерами-любителями, многие из которых еще не закончили школу, и это придало спектаклю совершенно особенную энергетику, захватившую и зрительный зал. Удивительное переложение повести Бориса Васильева «А зори  здесь тихие..» на язык музыкального театра было достаточно тактичным  и грамотно стилизованным под мелодии того времени.  Актеры ( и особенно актрисы) Северского музыкального театра не оставили публику равнодушной – это была первая настоящая овация на фестивале.
Завершилась программа фестиваля еще одним мощным аккордом – спектаклем «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе В .Гуркина (театр для детей и юношества, г. Северск). Актеры не просто вжились в свои роли – они еще и узнали о реальной истории, которая легла в основу пьесы. И, конечно, им лучше, чем некоторым столичным труппам, удалось передать атмосферу уральской «глубинки», которая в годы войны стала прочным тылом для далекого фронта.
Конечно, не все было слишком гладко и  безупречно – вопросы вызывали и качество инсценировок в спектаклях из Лесного и Железногорска, и некоторые хореографические номера в северских «Зорях», и непременный деревенский самогон почти во всех сценах театра для детей и юношества. Но главное было очевидно – театры любят свое дело и искренне стремятся сделать спектакли не «датские» (то есть к некоей дате), а  искренние и говорящие именно о  самом главном – любви, вере, надежде…

Интонация мифа
В образовательной программе фестиваля особо выделялась напрямую как бы не связанная с театром киногостиная «Искусство в пространстве войны»,  которую провел критик и журналист, кинообозреватель Первого канала Александр Колбовский.  Перед зрителями прошли кадры старых, почти забытых кинолент: «Антоша Рыбкин», «Актриса», «Парень из нашего города», «Случай с Полыниным», «Воздушный извозчик»…Гости вспомнили имена знаменитых артистов, вдохновлявших на борьбу с фашизмом: Марины Ладыниной, Лидии Руслановой, Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Людмилы Целиковской
- Сегодняшнее восприятие войны уже ушло из области истории в область мифологии. И. как всякий миф, оно подвергается переосмыслению, а порой упрощению – почти до уровня комикса, - отметил он. – К счастью, в современном кино еще встречаются ленты, где на первом месте – не компьютерные сцены боев, а живая человеческая душа.
Мысли, высказанные в ходе общения ведущего с гостями, порождали неожиданные отклики. Меня, например, не покидает устойчивое ощущение, что сегодня интонация «военной мифологии» почему-то все чаще окрашена в некие ностальгические тона. Конечно, о том, что прошло время страшных потерь, боли и страданий, никто не жалеет. Но сегодняшнему обществу явно не хватает того объединения вокруг одной цели, того сплочения и взаимопомощи, которые были характерны для военного времени.  Недостает живого, неформального общения с ветеранами, да и вообще со старшим поколением…А с недавних пор почему-то кажется, что не хватает (правда, уже не простым людям) и безоговорочного обожания Вождя Народов, которое никто тогда даже не измерял никакими рейтингами…

БорисовПлощадка для взлета
Мастер-классы фестиваля были посвящены  театральному ремеслу – тому, без чего нельзя рассказать ни о войне, ни о мире. И это был настоящий подарок – прежде всего для юных актеров, к которым приехали настоящие учителя из Москвы, которые, к тому же, проводили прослушивание желающих поступить в институт им. Б. Щукина. Недаром площадки мастер-классов на сайте театра «Наш дом» назвали «взлетными»
Казалось бы, ничего нового на таких «классах» ни показали – на тренингах по сценической речи ( педагог Наталья Ковалева, доцент профильной кафедры  упомянутого института) все мычали и рычали, на тренингах актерского мастерства  (их проводила профессор Валентина Николаенко) – пытались увидеть на пустых стенах картины из музея искусств.. Однако уровень требований был гораздо выше, и чувствовалось, что все педагоги стараются  соблюдать требования той самой Системы, что когда-то была выработана самим Евгением Вахтанговым. А для взрослых участников особенно интересным был мастер-класс по анализу пьесы. Которое провел Михаил Борисов – актер, режиссер, педагог и настоящий Мастер, который заставил аудиторию почти сорок минут мучиться в поисках исходного события пьесы Булгакова «Дон Кихот» - зато какова была радость от того, что в конце концов мы нашли его!

Вечером в театре
После вечерних  спектаклей начиналась совсем другая жизнь – креативные  хозяева основной  фестивальной площадки, театра «Наш дом», подготовили целую программу, и каждый вечер был посвящен какому-то моменту истории войны.  Сначала все как бы знакомились у воображаемого костра ( развести реальный не позволила погода и техника безопасности), потом слушали  любимый музыкальный жанр  предвоенного времени – джаз. Незабываемое впечатление оставил вечер воспоминаний – почти каждый его участник рассказал о своих родственниках – участниках войны, ветеранах тыла.
Разудалый капустник «Концерт фронтовых бригад» в очередной раз показал, что  традиции комического изображения врага не забыты – одной из самых запоминающихся сцен стала «Встреча нового года в бункере», в которой участвовали Фюлер (авторская орфография сохранена), маршал Геринг, фройляйн Ева и Шпирлиц, про которого все знают, что он русский шпион.
А потом был Вечер победы, который сочетал радость от хорошо завершившегося события с грустью от расставания с гостеприимным Озерском.
 - Фестиваль удался, - сказал на заключительном мероприятии  начальник Управления по работе с регионами корпорации «Росатом» Александр Харичев. - Свидетельство тому – внимание зрителей, искренние аплодисменты.. потому мы приняли решение – фестиваль будет ежегодно проводиться в одном из «атомных» городов…

Автор А. Ваганов,

Фото А. Лешкин

Добавить отзыв

Защитный код
Обновить

Комментарии

Мы ВКонтакте