Юбилей спектакля

Юбилей спектакля

В рамках юбилейного театрального сезона мы начинаем рубрику «Спектакли театра». 25 октября 1997 года состоялась премьера спектакля «Персидская сирень» по пьесе Николая Коляды. Режиссер-постановщик — Заслуженный деятель искусств Казахстана Николай Воложанин.

Подробнее »

Закулисье нового сезона

Закулисье нового сезона

В субботу, в рамках двенадцатичасового марафона «День в театре», прошла пресс-конференция, посвященная открытию 70-го юбилейного творческого сезона. На вопросы представителей СМИ ответили директор театра «Наш дом» Владимир Кулик и глава Озерского городского округа Евгений Щербаков.

Подробнее »

Обыкновенное чудо на новый лад

Обыкновенное чудо на новый лад

В субботу в театре «Наш дом» открылся 70-ый  юбилейный творческий сезон премьерой спектакля «Обыкновенное чудо» по пьесе Е. Шварца. Озерчане с нетерпением ждали премьеры, все билеты были распроданы за несколько дней до показа.

Подробнее »

Все начинается с любви

Все начинается с любви

7 октября Озерский театр драмы и комедии «Наш дом» откроет свой юбилейный 70-ый сезон премьерой спектакля по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».

Подробнее »

С пополнением, театр «Наш дом»!

С пополнением, театр «Наш дом»!

Просим любить и жаловать – новых актеров театра "Наш дом", выпускников ЕГТИ (мастерской В.И. Двормана) - ВАСИЛИЯ КАЗАНЦЕВА И АЛЕКСАНДРУ ЕЛЬЦОВУ.

Подробнее »

kassa

Кровь, пули и коты. В Озерске поставили новый спектакль по МакДонаху

В озерском театре драмы и комедии «Наш дом» состоялась премьера спектакля «Лейтенант с острова Инишмор» по пьесе Мартина МакДонаха. «ЮП» посмотрела эту постановку и убедилась в том, что творчеству ирландского драматурга на Южном Урале дошли достойное применение.

На языке оружия

leyt 2Ходящий сейчас в статусе современного классика, ирландский драматург Мартин МакДонах в представлениях не нуждается (по крайней мере, в театральном мире точно). Его пьесы играются по всему свету, в том числе и на южноуральской сцене: в Челябинском Камерном театре можно увидеть «Красавицу из Линэна», а в озерском театре «Наш дом» с недавних пор «Лейтенанта с острова Инишмор». Справедливости ради надо заметить, что «Наш дом» уже не впервые обращается к творчеству этого автора: несколько лет назад Олег Хапов ставил там «Сиротливый Запад», который получился каким то цирковым и, если честно, не сильно удачным.

Другое дело — «Лейтенант». Спектакль молодого режиссера Никиты Золина оказался прелюбопытнейшей вещью. «Передо мной стояла задача: главное — не испортить пьесу», — признается Никита. И, в общем, ему удалось. И даже больше. Но обо всем, как говорится, по порядку.

Напомним, что «Лейтенант» входит в трилогию об Аранских островах, которая также включает в себя «Калеку с острова Инишман» (его челябинские зрители могли, кстати, смотреть на днях на фестивале «CHELoВЕК ТЕАТРА» в постановке пермского театра «У Моста», первооткрывателя МакДонаха в России) и «Призрака с острова Инишер». Последнюю пьесу никто, впрочем, не видел: МакДонах никому ее не показывает, потому что считает дурно написанной. «Лейтенант» же напротив, по мнению театрального критика и главного макдонаховеда в стране Павла Руднева, лучшая пьеса драматурга.

Сюжет этой черной комедии в духе тарантиновских фильмов (что неудивительно, у МакДонаха очень киноморфное сознание: он всегда хотел снимать кино, а пьесы считал компромиссом на пути к нему) строится вокруг смерти котика, из-за которой на Инишморе случается кровавая баня.

Все дело в том, что котик по имени Малыш Томас принадлежал Падрайку (Андрей Сюськин) — отколовшемуся от INLA (Ирландской независимой освободительной армии) боевику, тому самому лейтенанту, который хочет создать собственную террористическую ячейку. Как только он узнает, что усатому питомцу нехорошо, он тут же мчится в родные пенаты, где его с любовью ждет оторва Мейрид (Кристина Прислонова) и с ужасом отец Падрайка Донни (Владимир Микулицкий) и брат Мейрид Дейви (Владимир Путятин), про которого все думают, что это он задавил на своем велике кота. Однако, глядя на лицо Дейви, сразу становится понятно, что он не убийца. Настоящие же убийцы Малыша Томаса бродят где то неподалеку, устроив для лейтенанта ловушку.

Все-таки МакДонах мастерски умеет закрутить сюжет (даже больше: он вернул на сцену действие, ведь история театра XX века строилась на его отсутствии), так что пересказывать его — дело не совсем правильное. В скобках только заметим, что в спектакле прольется достаточно красной жидкости, а герои в какой то момент перейдут исключительно на язык оружия.

Смех сквозь слезы

Несомненно удачная визуальная находка постановки — это образ Падрайка, который предлагает нашему вниманию Золин. Падрайка подчас принято изображатьлютым головорезом в военной форме и берцах. «Но мне не хотелось идтибанальным путем, делать из героя такого скинхеда», — рассказывает Никита. В итоге мы имеем опрятного юношу в костюмчике, который, впрочем, если понадобится, может закатать рукава рубашки и показать, что он к своему 21 году хорошо умеет работать с кровью.

Этот Падрайк кажется персонажем, как будто сошедшим из уже упомянутых фильмов Тарантино: в частности, из «Бешеных псов». Или из культовой ленты Абеля Феррары с Харви Кейтелем, имеющей похожее по смыслу с пьесой МакДонаха название «Плохой лейтенант».

Очевидно, что киноморфность сознания драматурга просочилась и в спектакль Золина, вследствие чего один из главных героев обрел не совсем обязательный, но такой приятный культурный слой, и неважно, что его, скорее всего, не все зрители смогут считать. Зато он формирует вокруг постановки дополнительный бэкграунд, а это всегда неплохо.

Чего еще не отнять у золиновского «Лейтенанта», так это увлекательности. Спектакль идет всего час десять минут (для сравнения: нашумевшая постановка Московского ТЮЗа на 30 минут длиннее), однако, несмотря на свой практически сериальный хронометраж, он успевает вместить в себя все ключевые события пьесы и при этом не наскучить.

Режиссеру и актерам (в спектакле заняты как возрастные артисты, так и молодые дарования) удалось точно ухватить дух макдонаховской истории, этот его очень тонкий смех сквозь слезы, когда при распиливании тел нельзя почему то сдержать улыбку (кстати, то, как главные герои избавляются от трупов, задним числом рифмуется со схожими сценами из грандиозного сериала «Во все тяжкие»).

Но парадоксальным образом при всей своей кровожадности и МакДонах, и спектакль остаются невероятно гуманистичными. «Я раньше думала, что убивать людей — это забавно. А оказалось, что это скучно», — растерянно скажет опустошенная Мейрид.

В конце же непременно надо сказать несколько слов о режиссере Никите Золине. Никита окончил Челябинскую государственную академию культуры и искусств, специальность «Режиссура драмы» (мастер курса — Елена Калужских, худрук мастерской новой пьесы «Бабы» ЧГАКИ).

 Его предыдущей работой был спектакль «Убийца» по пьесе Александра Молчанова, который по итогам IV Театрального конкурса профессиональных и любительских коллективов ЗАТО в рамках программы «Территория культуры Росатома» был удостоен звания «Лучший спектакль профессионального коллектива», дипломов «Лучшая женская роль среди постановок профессиональных коллективов» (Кристина Прислонова) и «Лучший актерский ансамбль в профессиональном театре». Лично же режиссеру был вручен диплом «За гуманизм в актуальном театре».   

Сейчас у Никиты в «Нашем доме», помимо «Лейтенанта», также идут «Иллюзии» по Ивану Вырыпаеву. Так что озерскому зрителю надо повнимательнее присмотреться к творчеству этого режиссера. Велика вероятность, что он еще не раз удивит нас своими постановками.

фото Александра Сенаторова

Ткачев Евгений Валерьевич

Добавить отзыв

Защитный код
Обновить

Комментарии

Мы ВКонтакте