Юбилей спектакля

Юбилей спектакля

В рамках юбилейного театрального сезона мы начинаем рубрику «Спектакли театра». 25 октября 1997 года состоялась премьера спектакля «Персидская сирень» по пьесе Николая Коляды. Режиссер-постановщик — Заслуженный деятель искусств Казахстана Николай Воложанин.

Подробнее »

Закулисье нового сезона

Закулисье нового сезона

В субботу, в рамках двенадцатичасового марафона «День в театре», прошла пресс-конференция, посвященная открытию 70-го юбилейного творческого сезона. На вопросы представителей СМИ ответили директор театра «Наш дом» Владимир Кулик и глава Озерского городского округа Евгений Щербаков.

Подробнее »

Обыкновенное чудо на новый лад

Обыкновенное чудо на новый лад

В субботу в театре «Наш дом» открылся 70-ый  юбилейный творческий сезон премьерой спектакля «Обыкновенное чудо» по пьесе Е. Шварца. Озерчане с нетерпением ждали премьеры, все билеты были распроданы за несколько дней до показа.

Подробнее »

Все начинается с любви

Все начинается с любви

7 октября Озерский театр драмы и комедии «Наш дом» откроет свой юбилейный 70-ый сезон премьерой спектакля по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».

Подробнее »

С пополнением, театр «Наш дом»!

С пополнением, театр «Наш дом»!

Просим любить и жаловать – новых актеров театра "Наш дом", выпускников ЕГТИ (мастерской В.И. Двормана) - ВАСИЛИЯ КАЗАНЦЕВА И АЛЕКСАНДРУ ЕЛЬЦОВУ.

Подробнее »

kassa

Принцесса озерской оперетты

В семь лет Валю Стеклову отдали в хореографическую студию. Без театра она не мыслила своей жизни. Девочка и росла-то, как в театре: дед служил регентом, руководил церковным хором в деревне Горьковской области, а мама в нем солировала. Вале же, очень живой и смешливой от природы, все время хотелось движения, полета. Когда семья переехала в Горький (сейчас Нижний Новгород), она пробовала себя везде, никогда не оставляя занятий в хореографической студии. Ее сознательное детство и ранняя юность совпали с самыми тяжелыми годами для нашей страны – военными.

При школе, где Валя училась, был организован госпиталь, куда приезжали с концертами знаменитые артисты. Там она и познакомилась с Лидией Руслановой. Даже посидела у любимицы публики на коленях. Тогда это было обычным делом, если между выступлениями профессиональных артистов перед ранеными бойцами пели и плясали дети. Валя и стихи декламировала, участвовала в конкурсах чтецов. По итогам городской олимпиады по актерскому мастерству она удостоилась чести выступать на праздничном сборном концерте, где читала юмористический рассказ, написанный специально для нее крестным. Костюм на ней был соответствующий: сарафан, платочек, лапоточки, узелок в руке. Слушатели ухахатывались! А внимал весь город, ведь выступления транслировали по радио на весь Горький!
После школьных занятий и концертов Валя с подружками не уходила домой, а оставалась с ранеными красноармейцами. Девчонки кормили воинов, читали им письма из дому, делали тампоны, скручивали бинты…

Танцы под пластинку
В 1947 году слесарь-водопроводчик высокого разряда Иван Федорович Стеклов по направлению прибыл в Озерск, чтобы начать трудовую деятельность на заводе 20. Через три года привез в город пятнадцатилетнюю дочь Валентину. (С мамой девочки они к тому времени расстались.) Определил Валю на учебу в татышскую школу, где дочура с ходу взялась организовывать танцевальный кружок. Что даром пропадать многолетнему опыту танцовщицы? Под чуть хрипящие звуки пластинок Валя до окончания восьмого класса разучивала с одноклассниками гопаки и польки. После «восьмилетки» захотелось самостоятельности. Чтобы «не сидеть у отца на шее», девушка устроилась ученицей лаборанта-дозиметриста на 156-й завод. Страсть к танцам покою не давала, и после рабочей смены Валя мчалась в клуб им.Ленинского комсомола на занятия в студию балерины Панны Ивановны Богородской-Раппо и пела в хоре.

 На фото: Е.Сорокин, В.Стеклова, М.Митисонов (слева направо).

Назад, к истокам
Надо сказать, что в Челябинске-65, как именовали раньше Озерск, на площадке клуба им.Ленинского комсомола, по Приказу директора химкомбината «Маяк» Бориса Музрукова от 27 января 1948 года «в целях создания нормальных условий для культурного отдыха трудящихся комбината» был образован театр. Сам «отец атомной бомбы» Игорь Васильевич Курчатов, обожавший театр и классическую музыку, поддержал начинание и лично обратился за помощью к Иосифу Виссарионовичу Сталину, который в декабре 1949 года подписал Приказ «О мерах по улучшению культурно-бытового обслуживания работающих на Базе-10». В июне 1950 года на пр.Ленина было построено здание областного музыкально-драматического театра им.Горького, где впоследствии выступали симфонический оркестр, концертная группа вокалистов, артисты драмы и оперетты. Состав оперетты стали формировать в 1956 году. И опять в город по партийным путевкам стали приезжать профессиональные режиссеры, актеры, музыканты, танцоры из Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза. История театра хранит имена режиссеров И.Данатова, Б.Левченко, Г.Дрознеса, Я.Хамармера, Б.Бруштейна, А.Глекова, М.Рогачева; дирижеров А.Боровика, А.Шавердова, А.Михайлова, И.Пискарева; балетмейстеров Г.Зевелевой-Сокольской, И.Сергеева, В.Москвитина.

 

Дважды вызывали на бис
Валентина Стеклова, обладая незаурядными способностями и опытом, в 1956 году без труда прошла отборочный конкурс и попала в формировавшуюся звездную труппу театра оперетты. Вот когда в ее трудовой книжке появилась запись: «Артистка балета». Разносторонность таланта В.Стекловой привлекала режиссеров, и ее занимали не только в качестве танцовщицы в музыкальных спектаклях, но и как актрису – в драматических, например: в «Кремлевских курантах» Н.Погодина, «Именем революции» М.Шатрова, «Иркутской истории» А.Арбузова, «Рассудите нас, люди» А.Андреева. Маленькая, худенькая, задорная, она идеально подходила для характерных ролей, травести. В опереттах коронным номером Валентины считалась эксцентрика. Бывало, зрители после выступления дважды вызывали на бис. Как после совместного с Вячеславом Масюком танцевального номера «Апаш» и других зажигательных танцев, где она буквально летала по сцене в воздухе, поддерживаемая своими постоянными партнерами – танцовщиками Евгением Сорокиным и Вячеславом Масюком. С Женей обычно – «на полу», а со Славой – «вверху», на поддержках. Кроме названных, в труппе артистов балета состояли Екатерина Леонова, Лариса Симонтовская, Тамара Устьянцева, Людмила Веселовская, Елена Мишустина, Нина Маркова, Тамара Тюлейкина, Галина Парфенова, Иван Гусаров, Михаил Митисонов, Владимир Колчанов, Николай Скоров. В их репертуаре значились «Летучая мышь» и «Цыганский барон», «Севастопольский вальс» и «Холопка», «Сильва» и «Золотая рыбка», «Фиалка Монмартра» и «Сто чертей и одна девушка», «Цыганский барон» и «Доктор Айболит». Валентина Ивановна бережно хранит десятки пожелтевших от времени программок с именными пожеланиями по случаю премьеры от режиссеров и балетмейстеров тех лет. Из этих же программок можно узнать, что спектакли тогда давали дважды в день, в 12 и в 19 часов; что на вечерние постановки дети до 16 лет не допускались. Много занимательных историй и знаменитых имен кроется за скупыми типографскими буквами старых театральных программок.
За мастерство В.Стеклову трижды тарифицировали, проще говоря, повышали зарплату. Среднее образование Валя одолевала самостоятельно и в вечерней школе, но аттестат зрелости так и не получила – оперетта постоянно разъезжала по гастролям, не зря же театр назывался областным! География гастрольной деятельности была довольно обширной: Златоуст и Миасс, Свердловск и Челябинск, Касли и Целиноград.
Примерно так же вышло с высшим образованием и у партнера по сцене Евгения Сорокина. «Женя, когда открывается занавес и ты выходишь на подмостки, поверь, зрителям все равно, есть у тебя диплом или нет», – говорил ему балетмейстер В.Москвитин.
Молодые люди преданно служили сцене и зрителям, любя искусство в себе, а не себя в искусстве, растворяясь в любимом деле и не представляя без него своей жизни.

На фото: Е.Сорокин.В свободном плавании
В 1968 году – как гром среди ясного неба! – оперетту распустили. То ли слишком велики были расходы на ее содержание, то ли руководство не справилось. Все-таки почти сто человек. Участники труппы возвращались в родные места; переезжали в города, где существовал музыкальный театр; отправлялись учиться. Дирижер Александр Михайлов, например, руководил оркестром радио и телевидения после Ю.Силантьева. Солистами театра им.Горького значительно пополнилась труппа новорожденной тогда новоуральской оперетты (Свердловск-44).
Валю тоже приглашали в другие театры, но удержала семья. Она решила попробовать себя в роли руководителя – вела танцевальный кружок в Доме пионеров. И уже за год поставила девчонок на пуанты. Сама Гитта Лазаревна Зевелева-Сокольская отметила: «Теперь тебе вообще бояться нечего!» Затем был танцевальный коллектив в Доме культуры «Строитель». Вот что о том времени вспоминает бывшая заведующая массовым отделом Татьяна Жидкова:
– Я с 1971 года занималась в художественной самодеятельности и очень хорошо помню балерину В.Стеклову на сцене. В «Строителе» Валентина Ивановна ставила прекрасные балеты: «Времена года», «Красную Шапочку», «Алые паруса». Верхом же мастерства мы считали «Штраусиану».
Так пролетели десять лет, пока по состоянию здоровья Валентине Ивановне не пришлось бросить Его Величество Танец.

На фото: Е.Сорокин

Жизнь – как она есть
В.Стеклову приняли на 235-й завод лаборантом-аналитиком. За короткое время она поднялась с третьего разряда до пятого. Что удивительно, Валентине Ивановне всегда все удавалось, за какое бы дело она ни бралась! В трудовой книжке – сплошные благодарности. И снова подвело здоровье. Валентина Ивановна оставила завод, но не перестала трудиться. В общем-то и возможности не было отдыхать и лечиться. Вязала. Обшивала знакомых, благо в театре научилась шить. Челночила. Торговала на рынке. Продавала лотерейные билеты. Когда не смогла выходить из дому, освоила компьютер, окончила курсы психологии. Даже английский язык пыталась выучить. Но с кем разговаривать? Не с котом же Фимой, который хоть и красив, но в языках не силен!

Дуэт юбиляров
6 марта, накануне Международного женского дня, Валентина Ивановна Стеклова-Кизаева отметила 80-летний юбилей. Ее не оставляют вниманием ни дочь Светлана, ни внучка Елена, ни правнуки Ксения и Илья. Кстати, только последним передался театральный дар Валентины Ивановны: Ксения в настоящее время учится в музыкальном колледже, а 12-летний Илья поет в хоре мальчиков, берет уроки игры на гитаре. По традиции семья готовится к очередному летнему путешествию на теплоходе. Ни в самолет, ни в поезд Валентине Ивановне, к сожалению, не подняться.
Кстати, да простят мне женщины, 9 марта исполняется 75 лет постоянному партнеру Вали Стекловой Евгению Алексеевичу Сорокину, который всю свою жизнь положил на алтарь искусства. После расформирования театра оперетты 11 лет он служил на сцене Новоуральска. Танцевал в изумительных по трудности номерах с элементами акробатики, выполнял сложнейшие поддержки. Про него говорили: «Женя, как каучук». По семейным обстоятельствам он вернулся в Озерск и занимался хореографией фигуристов, постановкой вольных упражнений для спортсменов-гимнастов, руководил школьным танцевальным коллективом, преподавал ритмику. Даже в роли драматического актера себя попробовал – на сцене школы 27 в постановке А.Ледовских по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».

Благодарю за оказанную помощь в написании материала Е.А.Сорокина и И.Н.Перетти.

Добавить отзыв

Защитный код
Обновить

Комментарии

Мы ВКонтакте