Главный художник театра    
  Margarita-Kolmogorceva03
Маргарита Колмогорцева

 

Родилась в Челябинске. В 1982 году окончила Свердловский архитектурный институт по специальности «Архитектура и промышленный дизайн». Работала в проектном институте города Свердловска. В 1985 году перерехала в город Челябинск-65. Работала главным художником города. В 1989 году пришла работать в драматический театр художником-постановщиком. С 1992 года – главный художник театра.
Автор декораций и костюмов более чем к 100 спектаклям в театрах драмы и кукол Озерска, Челябинска, Златоуста, Омска, Ставрополя, Тамбова, Нюренгри, Северска, Лесного. Участница выставок «Итоги сезона» в Челябинске, выставки-лаборатории под руководством Т.Сельвинской в Москве (2000 г.). Работы автора публиковались в журнале «Театральная жизнь». В 2008 году была организована персональная выставка театральных эскизов «Зеркало сцены» в Центральной городской библиотеке г.Озерска.
   
 

Наиболее значимые спектакли(поставленные в Озерском театре драмы и комедии «Наш дом»):

«Я стою у ресторана» Э.Радзинский реж. В.Ю.Савинов, 1989г.
«Мадам будет работать» Дж.Маррелл реж. В.Ю.Савинов,1990г.
«Три супруги – совершенства» А.Касона, реж. з.д.и. Каз. Н.А.Воложанин,1991г.
«Валенсианские безумцы» Лопе де Вега, реж. з.д.и.Каз. Н.А.Воложанин,1991г.
«Хоббит или Туда и обратно» Дж.Толкиен, реж. з.д.и.Каз-на Н.А.Воложанин,1991г.
«Сваха» Т.Уайльдер, реж. з.д.и.Каз. Н.А.Воложанин,1992г.
«Мы идем смотреть «Чапаева» О.Данилов, реж. з.д.и.Каз. Н.А.Воложанин,1992г.
«Семейный Уик-энд» Ж.Пуаре, реж. з.д.и.Каз. Н.А.Воложанин,1993г.
«Упражнение» Д.Карлино, реж. Н.Ю.Данилова,1993г.
«Долгий день уходит в ночь» Ю.О Нил, реж. з.д.и.Каз. Н.А.Воложанин,1994г.
«Горе от ума» А.Грибоедов, реж.з.д.и.К. Н.А.Воложанин,1994г.
«Не забывай!» В.Ежов, реж. з.д.и.Каз. Н.А.Воложанин,1995г.
«Огонь любви нетленной…» муз.С.Моисеева, реж.з.д.и.Каз. Н.А.Воложанин,1995г.
«Человек,зверь и добродетель» Л.Пиранделло, реж. Н.Б.Николенко,1995г.
«Святой и грешный» М.Варфоломеев, реж. з.д.и.Каз. Н.А.Воложанин,1996г.
«Провинциальная дебютантка» Д.Ленский, реж. Н.Б.Николенко,1996г.
«Персидская сирень» Н.Коляда, реж. з.д.и.Каз. Н.А.Воложанин,1997г.
«Семейный ужин в половине второго» В.Павлов, реж.з.д.и.Каз.Н.А.Воложанин,1997г.
«Где орех кракатук?» Ю.Ким, реж. В.Б.Царьков,1997г.
«Последняя жертва» А.Островский, реж. з.д.и.Каз.Н.А.Воложанин,1998г.
«Царство у змеиного болота» Ю.Ким, реж. В.Б.Царьков,1999г.
«Имена на поверке» автор инсценировки и реж. Н.Б.Николенко, 2000г.
«Красный шелк и голубая жемчужина» Л.Титова. АСтароторжский, реж.В.Б.Царьков, 2002г.
«Страна без людей» Г.Пинтер, реж. Н.Б.Николенко, 2002г.
«Васса Железнова» М.Горький, реж. В.Б.Царьков, 2003г.
«Очень простая история», М.Ладо, реж. Д.Ю.Михайлов, 2004г.
«Кошка на раскаленной крыше» Т.Уильямс, реж. Д.Н.Сагдединов, 2004г.
«Вчера» А.Озолин, реж. В.Царьков, 2005г.
«Дикий» В.Синакевич, реж.Л.Брусов, 2005г.
«Воронья роща» А.Вампилов, реж. Н.Николенко, 2006г.
«На закате солнца» Ю.Дамскер, реж. Н.Николенко, 2006г.
«Адель» Е.Таганов, реж.В.Царьков, 2007 г.
«Провинциальные анекдоты» А.Вампилов, реж. Н.Николенко, 2007 г.
«Свадьба» А.П.Чехов, реж. Л.Брусов, 2007 г.
«Птица счастья» Е.Радченко, реж. Е.Радченко, 2008 г.
«Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски» М.Камолетти, реж.Л.Брусов, 2009 г.
«Голоса Серебряного века» Л.Брусов, реж. Л.Брусов, 2009 г.
«Вариации страсти» Дж.Фаулз, реж.В.Азимов, 2009 г.
«Я вернусь. История любви» В.Азимов, реж. Н.Николенко, 2010 г.
«Равнодушный красавец» Ж.Кокто, реж. Н.Золин, 2010 г.
«С тобой все кончено навсегда» М.Равенхилл, реж.Д.Михайлов, 2010 г.
«Чайка», А.П.Чехов. реж.Л.Чибирева, 2010 г.
«Маленькие трагедии», А.С.Пушкин (Урок в театре). Реж.С.Евстратова, 2010 г.
«Ревизор», Н.Гоголь. реж.С.Ахлюстин, 2010 г.
«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», Н.Гоголь. реж.Н.Скрябин, 2010 г.
«Щелкунчик», Ю.Ким (восстановление спектакля «Где орех Кракатук?»), реж.В.Царьков, 2011г.
«Сиротливый запад», М.МакДонах Реж. О.Хапов, 2011г.
«Старосветские помещики», Н.Коляда. Реж. Н.Николенко, 2011г.
«Дом Бернарды Альбы», Ф.Г.Лорка, 2011г.
«Ханума», А.Цагарели, 2012 г.
«Свидетель обвинения», А.Кристи, 2012 г.
"Пока она умирала", Н.Птушкина, 2012 г.
"Сторож", Г.Пинтер, 2013 г.

Постановки в других театрах:

«Трям, здравствуйте», С.Козлов (Озерский театр кукол «Золотой петушок». Реж. Савинов), 1989 г
«Антигона», Ж.Ануй (театр юного зрителя г.Омск), 1992 г.
«Васса Железнова», М.Горький (театр «Омнибус», Златоуст. Реж. Б.Горбачевский), 1998 г.
«Лекарь поневоле», Ж.Б.Мольер (театр «Омнибус», Златоуст. Реж. Б.Горбачевский), 1998 г.
«Двенадцатая ночь», В. Шекспир (театр «Омнибус», Златоуст. Реж. Б.Горбачевский), 1999 г.
«Чайка», А.Чехов (театр «Омнибус», Златоуст. Реж. Б.Горбачевский), 2000 г.
«Дамское танго», В. Асланова (театр «Омнибус», Златоуст. Реж. Б.Горбачевский), 2000 г.
«Фрекен Жюли», Ю.Стриндберг (театр «Омнибус», Златоуст. Реж. Б.Горбачевский), 2000 г.
«Огниво», С.Гальперин по мотивам сказки Г.Андерсена (театр юного зрителя, г.Томск), 2000 г.
«Маленькая Баба Яга», О.Пройслер (Озерский театр кукол «Золотой петушок». Реж. Б.Ходырев), 2000 г.
«Священное пламя», С.Моэм (Академический театр драмы им. М.Ю.Лермонтова, Ставрополь Реж. Д.Васильев), 2002 г.
«Как нам пришить старушку», Д.Патрик (Государственный академический театр драмы им. Н.Орлова, Челябинск. Реж. Б.Горбачевский), 2002 г.
«Гроза», Н.Островский (театр юного зрителя, Челябинск. Реж. Б.Горбачевский), 2003 г.
«Щелкунчик», Ю.Ким (Театр кукол г.Тамбов, реж. Б.Ходырев), 2008 г.
«Кот в сапогах», Н.Шимкевич (Озерский театр кукол «Золотой петушок». Реж. Н.Шимкевич), 2009 г.

Признание(награды, победы) :

Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации: «За активную творческую деятельность, успехи в развитии театрального дела», 27 ноября 1998 года.
Спектакль «Фрекен Юлия» (театр «Омнибус», г.Златоуст) – лауреат фестиваля «Сцена-2000» в трех номинациях.
Спектакль «Васса Железнова» (театр «Омнибус», г.Златоуст) – победитель III-го Московском фестивале театров малых городов в Москве (всего отмечен в трех номинациях), 2001 год.
«Персидская сирень», Н.Коляда. реж. Н.А.Воложанин (Озерский театр драмы и комедии «Наш дом») – Лучший спектакль фестиваля «Золотой конек», номинация на лучшую работу художника. Тюмень, 2002.
Спектакль «Чайка» (театр «Омнибус», г. Златоуст) - лучший спектакль фестиваля «Мелиховская весна 2003». Эскизы к этому спектаклю хранятся в Театральном музее им. Бахрушина в Москве.

Пресса:

М.Колмогорцева.
Я существуют в театре, пока востребована//«Театральная жизнь». 2001. №2. С.34-36
Margarita-Kolmogorceva01«Учитывая, что последним моим литературным произведением было сочинение при поступлении в институт, испытываю естественное волнение. Возможно, при условии редактирования из этого может что-то получиться. В любом случае я была искренна и меньше всего хотела «соответствовать». Будьте здоровы. Всего вам доброго».
С уважением, М.Колмогорцева. г. Озерск, Челябинской области.
В нашем театре сегодня (как, впрочем, и прежде) много хороших художников. Те, кто работает в Москве или Петербурге, всегда на виду. О них говорят, пишут. У них свои выставки и тусовки. Приглашают их и на постановки в провинцию. Так происходит перемешивание художественных пластов. Современные сценографические идеи децентрализуются, завоевывают все новые сценические пространства. Но есть другие судьбы и другой — встречный — процесс: все увереннее на искусство нестоличных театров влияют художники «местные». В далеких, иногда совсем небольших городах они год за годом повышают уровень постановочной культуры, Преодолевая разрыв между столицей и нестолицей как бы снизу. Работы некоторых из них вполне соотносятся с работами столичных сценографов. Но их жизнь — совершенно иная. Они редко (почти никогда) выставляются на серьезных выставках, лишены внимания критики и повседневного профессионального общения. Мы мало знаем о них. И это — несправедливо. Вот одна из таких судеб.
Окончив Свердловский архитектурный институт, несколько лет работала архитектором в проектной организации г. Екатеринбурга, пока волею судьбы не оказалась в маленьком, очень своеобразном закрытом городе Озерске, тогда еще «номерном» Челябинске-65, в городе с большим научным и интеллектуальным потенциалом, где профессиональный театр открылся через два года после основания города по желанию и при содействии И. В. Курчатова.
Работать в театр «Наш дом» (бывший Областной драматический театр им. М. Горького) пришла случайно, работая главным художником города и являясь членом городского художественного совета, «принимавшего» спектакли. Театр увлек. Самой первой самостоятельной постановкой была пьеса Э. Радзинского «Я стою у ресторана...». За прошедшие одиннадцать лет накопилось уже более 40 постановок.
Margarita-Kolmogorceva02Был достаточно мучительный период отсутствия опыта, элементарного знания законов сцены, период штампов, просто творческих неудач. Теперь я рада, что хватило терпения не просто все пережить, но и все преодолеть. Несколько лет проработала в театре главным художником, пока не поняла, что не являюсь прирожденным лидером. Свобода, хотя и относительная, мне значительно важнее должности.
Четыре года назад познакомилась и, надеюсь, подружилась с театром «Омнибус» г. Златоуста, с главным режиссером Борисом Горбачевским. Так случилось, что три совместные работы из шести стали нашей общей творческой удачей — «Васса Железнова» М. Горького, «Фрекен Юлия» А. Стриндберга (спектакль-лауреат фестиваля «Сцена 2000» в трех номинациях) и «Дамское танго» В. Аслановой — спектакль, подаривший встречу с удивительным человеком, талантливым драматургом, замечательной актрисой Театра Российской Армии — Валентиной Аслановой.
С театром «Омнибус» все совпало: мой творческий подъем и желание руководства театра вывести театр на новый рубеж, умение режиссера не только доверять художнику, но и мудро позволять на определенном этапе быть впереди, старание постановочной части театра бережно донести замысел художника без ущерба, возможность работать над пьесой долго и тщательно. По своей природе я созерцатель, поэтому мне очень важен процесс наблюдения, накопления ощущений и чувственной информации, необходимо время «погулять» с пьесой. И тогда решение пространства спектакля, его стиль всплывают из глубин моей души, возможно, это самые замечательные и удивительно счастливые моменты творчества.
Как работается художнику в театре небольшого города? Видимо, так же, как и любому художнику в любом театре. Потому что создание спектакля — это проникновение в свой собственный внутренний мир. Я думаю, что состояние поиска и самовыражения переживаются всеми художниками одинаково. Все творческие проблемы связаны только с собственным умением. Могу организовать пространство, придумать и рассчитать сложную конструкцию, могу и люблю работать подробно, особенно если пьеса тревожит. Так получилось со спектаклем «Фрекен Юлия» Стриндберга, когда решение пришло сразу после прочтения пьесы. Конечно, это игра стихий. Поэтому появился в полумраке кухни с тяжелым балочным потолком, с большим количеством кухонной утвари большой, почти операционный стол, открытый очаг (огонь), на который льется вода, и небольшой каменный бассейн с зеркалом на дне (вода), в который опускается живой огонь — плавающая свеча и все перемешивающий ветер. Сложнее дается работа с костюмами, которые приходится разрабатывать самой ко всем спектаклям, так как художник по костюмам просто отсутствует в штате небольшого театра. Но сложнее всего выйти за рамки графичности и конструктивности, создать живописный спектакль.
Да, безусловно, иногда мешают провинциальные комплексы, в какой-то момент возникает ощущение невозможности оценить себя, теряется чувство бескомпромиссности и своей правоты. Именно поэтому так важны в моей творческой жизни те немногочисленные выезды в «большой» театральный мир на фестивали (Нижний Новгород «Фестиваль пьес М. Горького», Челябинск «Театральная весна», «Сцена 2000», «Камерата», Магнитогорск «Театр без границ»), курсы повышения квалификации в Москве, участие в выставках Челябинского отделения СТД «Итоги сезона». Пожалуй, самым запоминающимся событием стала выставка-лаборатория в доме творчества «Щелыково» под руководством заслуженного деятеля искусств России Татьяны Ильиничны Сельвинской. Это необыкновенное действие собрало столичных и провинциальных художников для удивительной и замечательной возможности общения театральных художников.
Художник спектакля — это вдохновение, и очень часто это вдохновение зависит от условий работы. В озерском «Нашем доме» они достаточно комфортны — прекрасное театральное здание, отделанное уральскими поделочными камнями, с отличными акустическими данными. Этому зданию, наверное, могли бы позавидовать очень многие театры страны. Относительно хорошее стабильное финансирование, умение директора театра понять необходимость художника быть «выездным». Что касается технической стороны, то у всех художников в небольших провинциальных театрах одна самая большая проблема — отсутствие настоящих театральных специалистов — бутафоров, художников по росписи тканей, мастеров по изготовлению головных уборов, сапожников и т. д.
В связи с тем, что наш город небольшой, существует проблема зрителя, театр вынужден выпускать за сезон пять-шесть взрослых и два детских спектакля, играя три дня в неделю. Отсюда напряженный ритм, короткие сроки выпуска. Поэтому очень редкие спектакли живут долго.
В нашем городе кроме театра драмы существует еще и театр кукол «Золотой петушок». Результатом нашего сотрудничества стали шесть спектаклей, последний из них «Маленькая баба-яга» — лауреат областного фестиваля. Мир кукольного спектакля необычайно интересен, это совсем другой способ существования, дающий художнику большие возможности и выразительные средства, но, с другой стороны, требующий огромного приложения сил, потому что плохую куклу не «оживит» даже самый замечательный актер, невыразительный спектакль не примет ни один ребенок. Я существую в Театре, пока востребована, пока в перспективе есть интересная работа, пока живу в гармонии с собой, пока помню, что в цепочке «художник — театр» существует и обратная связь.
М.Колмогорцева.
 
 Фотоальбом:


 

 

Отзывы   

 
0 #1 Бруно Вайс 17.10.2014 17:43
Счастлив видеть цельность и гармоничность творческой души, дорасти до уровня коей не каждому дано...
Цитировать
 

Добавить отзыв

Защитный код
Обновить