ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТД РФ «НА СТРАСТНОМ» СОЮЗ…

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТД РФ «НА СТРАСТНОМ» СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИИ

Всероссийская Школа завпостов (заведующих постановочной частью в театре), которая проходила в Театральном центре Союза театральных деятелей (СТД РФ) "На Страстном", подвела итоги 3-й сессии. Среди участников был и представитель нашего театра Вячеслав Максимов.

Подробнее »

Крутая премия

Крутая премия

Директор театра "Наш дом" Владимир Кулик вошел в список "Самых знаменитых людей Челябинской области"-2017 по результатам голосования, которое ежегодно проводит издание sobaka.ru.Как указывают организаторы, премия присуждается людям, меняющим жизнь города и способным вдохновить читателей. Владимир...

Подробнее »

На пороге смерти в Перчике

На пороге смерти в Перчике

В четверг ничто не предвещало каких-то событий – работу я заканчиваю в 19 часов, а дальше обычный бытовой и скучный будничный вечер с походом в продуктовый и приготовлением ужина. Но в этот раз все пошло...

Подробнее »

Ушел из жизни артист театра "Наш дом"…

Ушел из жизни артист театра "Наш дом" Андрей Семенов

СЕМЕНОВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ 8 июня 2017 года после продолжительной болезни ушел из жизни артист театра драмы и комедии «Наш дом» Андрей Анатольевич Семенов.

Подробнее »

Подростки аплодировали стоя!

Подростки аплодировали стоя!

Завершился областной смотр-конкурс профессиональных театров «Сцена-2017». Ежегодно, в течение уже почти трех десятков лет, этот фестиваль дает возможность театрам области продемонстрировать свои лучшие спектакли детского и вечернего репертуара. Профессиональную оценку работе театров дают лучшие критики,...

Подробнее »

khochu byt akterom

Крутая премия

Директор театра "Наш дом" Владимир Кулик вошел в список "Самых знаменитых людей Челябинской области"-2017 по результатам голосования, которое ежегодно проводит издание sobaka.ru.
Как указывают организаторы, премия присуждается людям, меняющим жизнь города и способным вдохновить читателей. Владимир Александрович стал лауреатом премии за креативные проекты, превратившие озерский театр в центр притяжения для зрителей и творческих групп со всей страны. В частности, фестивалю альтернативных театральных форм «Ночь в театре» до сих пор нет аналогов ни в России, ни в мире.
Результаты голосования стали известны второго июня. На днях Ozersk74.ru встретился с Владимиром Александровичем, чтобы узнать, каким образом можно претворить в жизнь самые вдохновляющие идеи.

BwpW9xnYBtU.jpgВладимир Кулик на церемонии награждения, прошедшей в Челябинске


- Владимир Александрович, здравствуйте. Поздравляем с победой! Каково это - стать одним из самых известных людей региона?
- Премия интересная, даже крутая. Мне до сих пор звонят с поздравлениями со всей России. Почетно и гордо, что заметили и оценили - но не меня, а "Наш дом". Это признание работы всего театра, это оценка проектов, которые мы делаем всем коллективом. Не столько спектаклей, сколько проектов, ведь это самые яркие, заметные извне свершения "Нашего дома"; областная общественность замечает именно их. И в работу над проектами вкладывается весь театральный коллектив, все пашут и каждый делает свое дело. Я горд, в первую очередь, за театр - он заметен на уровне региона!

- На сайте "Собаки" указано, что Владимир Кулик "сумел вывести театр из глубокого творческого и финансового кризиса". Поделитесь антикризисным опытом?
- Не знаю, как возникли такие формулировки. Это, конечно, преувеличение. Что касается первого - может, и был раньше небольшой творческий спад; а уж с финансами до 2010 года (когда я занял пост директора "Нашего дома") в озерской культуре было намного лучше. Несколько лет назад денежный кризис только начал набирать обороты - это же ни для кого не секрет. Раньше-то в бюджете хватало денег и на театральные постановки, и на хозяйственные расходы; и на содержание здания оставалось... С финансами гораздо сложнее именно сейчас.

- Премия присуждалась за проекты, изменившие жизнь города. Каким из проектов "Нашего дома" вы гордитесь больше всего?
- Разве я могу выбрать? Это же как выбирать среди своих детей самого любимого! В каждый проект вложены время, силы, эмоции, идеи... Конечно, они не равнозначны: одни известны по России, другие - только в Озерске. Но каждый из них значим по-своему, и каждый работает на имидж театра. Наши проекты взаимосвязаны друг с другом. Где-то они смежные, вроде бы похожие, но раскрывают разные стороны театрального дела.
Например, "Открытая сцена" (объединение экспериментальных спектаклей) появилась на площадке театральной мастерской, где молодые ребята создавали что-то необычное. Это была настоящая театральная лаборатория, результаты работы которой стали позже репертуарными спектаклями. И если в 2010-2011 годах наша постановка "Сиротливый Запад" по МакДонаху была для Озерска диковатой и, можно сказать, скандальной, то за минувшие семь лет мы изменили отношение местного зрителя к новым формам. Можно сказать, что "Открытой сценой" мы воспитали другого зрителя, который готов и способен воспринимать не только классический театр, но и новый, подчас в самых неожиданных его формах.

phoca_thumb_l_ubiyca_6.jpg
"Убийца" - острая и честная постановка молодого актера "Нашего дома" Никиты Золина о подростковой жестокости

"Уроки в театре" - проект, рассчитанный на подростков. Мы берем литературный материал школьной программы и открываем его для зрителей с другого ракурса, передавая через актерское воплощение. Так школьная аудитория может увидеть не скучную "классику", а эмоциональное художественное произведение.
"Театральный портал" создан совместно с Управлением образования ОГО и объединяет несколько проектов для молодежи - туда входят и "Уроки в театре", и "Открытая сцена", и экскурсии по театру, и беседы с актерами, и мастер-классы, и конкурсы, и, естественно, различные спектакли. Когда дети проходят весь этот цикл на протяжении учебного года, у них расширяется мировоззрение, понимание не только театра, но и окружающего мира. "Театральный портал" - новинка, но она основана на предшествующих наработках, и сейчас успешно воспитывает юных зрителей, понимающих язык театра.
"Театр чистых эмоций" - фестиваль с замечательными перспективами. Это сочетание театрального искусства, спорта, цирка, музыки, танцев... Этот уникальный продукт симбиоза всевозможных направлений постоянно расширяется и наверняка в скором времени выйдет на новый уровень. Театр сам по себе является синтетическим искусством, он вбирает в себя литературу, живопись, музыку и актерское исполение, а также кино. Это, пожалуй, самый сложный вид искусства, и в "Театре чистых эмоций" оно становится еще более привлекательным и многообразным.
Через месяц у нас будет набор на профессиональный курс актерского мастерства, организованный при Колледже искусств - там будут обучаться дети, закончившие девятый класс. Они получат диплом, и после этого будут профессиональными актерами. Так из проекта "Театральная студия" мы переходим в профессиональное обучение.

21-04-chirkov-7.jpg
На "Уроках в театре" дети не просто учатся - они меняют отношение к жизни

Каждый наш проект в определенном смысле меняет сознание зрителей, их понимание искусства и даже допустимость его понимания. То, что раньше считалось недопустимым, сейчас уже норма: так, у нас битком забиты залы на экспериментальные спектакли. На "Яму" (спектакль 18+ - прим. авт.) билеты были проданы до конца сезона сразу после премьеры! К такому восприятию мы вели озерских зрителей около шести лет.
Даже "Театральный портал" - это тоже изменение сознания для подрастающего поколения: потом, вырастая, нынешние подростки будут приводить детей в театр не просто для галочки, а в другой, по-особому воспринимаемый мир. Это здóрово, поскольку влияет и на обычную жизнь горожан, поднимая ее культурный уровень.
"Ночь в театре" - фестиваль альтернативных форм - яркий пример того, как театр влияет на изменение сознания. На протяжении семи лет мы проводим этот фестиваль; сейчас это мероприятие стало привычным для озерчан, но по-прежнему остается уникальным для остальной России.

- Как по-вашему, почему традицию "Ночи в театре" до сих пор никто не перенял?
- Можно назвать несколько причин. Во-первых, фестиваль очень сложен по своей структуре, его очень непросто организовать. Во-вторых, не каждый театр может позволить себе эксперименты. Театр - это машина по созданию новых спектаклей, и не каждый директор или художественный руководитель может позволить себе риски вольно влиять на ее ход.
Эксперименты - это возможность молодых, еще не скованных инертностью ребят реализовать свой потенциал, который который они не могут выплеснуть в рамках обычных спектаклей. Не каждый решится дать волю их творческой активности. Мало ли что они там натворят - потом расхлебывать директору; надо ведь поверить им, рискнуть, а потом проконтролировать и еще ответить за то, что они сделали.

- Но вы же седьмой год подряд демонстрируете, что это оправданный риск.
- В нашем случае - да, но могло сложиться и по-другому. Молодежь могла бы наделать таких экспериментов, после которых потом весь город мог подняться на демонстрации. Я серьезно: чувство меры и вкуса должно присутствовать всегда.
Чтобы идти в область экспериментов, должны быть люди, которые могут и хотят это делать. Вероятно, нам на руку играет местная обстановка: город закрытый, здесь меньше возможностей для заработка и развлечений - ребята между репетициями, по ночам, собираются и продолжают экспериментировать. Творить. Хотя они умудряются и подрабатывать, но в итоге у них остается больше времени, чем у актеров областных театров.

11 29 noch 11
Традицию фестиваля альтернативных форм активно поддерживают (жаль, что только морально) в областном министерстве культуры.
Замминистра культуры Челябинской области Григорий Цукерман сам выступал со сцены "Нашего дома" на "Ночи в театре", отзываясь о ней исключительно благосклонно

- Сколько людей всего работает в "Нашем доме"?
- Штатное расписание у нас - 154 единицы, реально работает 108 человек. Творческий персонал - это 33 актера, помощники режиссера, заведующие литературной, постановочной частью, начальники цехов...
К сожалению, в театре нет ни одного штатного режиссера, поэтому мы работаем либо с приглашенными режиссерами - что очень дорого, либо с актерами, которые сами ставят спектакли, имея режиссерское образование либо склонность к режиссуре.

- Склонность? Это какой-то особый взгляд или способность?
- Актер и режиссер - полные противоположности. Первый - чистый исполнитель, который пропускает через себя и выдает то, что требует от него режиссер. Режиссер - это организатор, он координирует работу художника, балетмейстера, композитора, цехов по изготовлению декораций, бутафории и костюмов... Он пропускает через себя все роли, и мыслит целым спектаклем, а не отдельной ролью.
Вообще, у нас в штате должен быть еще и главный режиссер, который должен мыслить глобальнее - репертуаром театра, а также направлением творческого пути учреждения, на перспективу. К сожалению, таких у нас нет.

- В театре 33 актера, нет режиссеров; но "Наш дом" успешно реализовал уже целый букет проектов. Откуда берутся идеи?
- Любой проект - это решение какой-то потребности. Сначала есть проблема, которую нужно решить, а потом для ее решения подбираются идеи.
До "Ночи в театре" у нас долгое время проходил всероссийский театральный форум-биржа "ДИП-студия". До 2010 года мы привозили в Озерск выпускников театральных ВУЗов с дипломными спектаклями, приглашали сюда режиссеров и директоров театров со всей России, от Архангельска до Хабаровска. При этом мы решали следующую задачу: нам нужно было пополнять свою труппу молодыми актерами. Поэтому мы, используя "право первой ночи" как организаторы форума, брали сюда лучших. Ребята, побывавшие на бирже, видели наши интересные проекты, и в дальнейшем охотнее шли к нам.
Из-за отсутствия финансирования "ДИП-студия" закрылась, и нам нужно было срочно придумать что-то такого же масштаба, чтобы сюда можно было подтягивать молодежь. Так и родилась идея "Ночи в театре". Теперь благодаря ей почти все выпускники ближайших театральных вузов знают про Озерск и "Наш дом", а одновременно фестиваль поднимает статус, имидж города.
Проект "DramaClub" возник из потребности тренинга для актеров. Это не совсем спектакли - скорее их эскизы, на которых практически нет декораций и костюмов. Тем, кто занят в постановке, дают всего две репетиции, и они во многом импровизируют перед зрителями, рождая спектакль у него прямо на глазах. Это отличная тренировка для актеров, а также опробование разного драматургического материала, творческий поиск. И это нечто новое для зрителя, ему интересно, как актер будет выкручиваться в таких условиях. На сцене такого не увидишь!
Каждый проект - это решение какой-то потребности. Форма будущего мероприятия рождается по-разному: иногда видишь, как где-то уже есть подходящая тема, и просто перерабатываешь ее под себя; иногда идеи появляются на худсовете, иногда мысль спонтанно приходит кому-то в голову... Идеи витают в воздухе, главное - заметить их, увидеть в них потенциал, а потом поставить задачу и реализовать ее.
Так, "День в театре" возник совершенно спонтанно. Открывая 68-й сезон, мы подготовили три премьеры, новые "Уроки в театре", собрались провести беседы с актерами и представить зрителям "DramaClub". В итоге премьерного материала набралось на 12 часов, и мы решили сделать яркое открытие сезона в режиме нон-стоп. А сейчас этот марафон премьер уже становится привычным делом.

10-05-den2.jpg
Сейчас открытие каждого сезона - красочный праздник в формате настоящего марафона премьер

- Улучшается ли в результате всей этой деятельности финансирование театра?
- Пока нет, и это очень огорчает.
С какой стороны ни смотри, хоть с политической, хоть с экономической - нужно поддерживать тех, кто создает. Поддерживать и давать возможность создавать больше. Когда работаешь на голом энтузиазме, какое-то время это работает. Можно зажечь, воспламенить... Но время проходит, и энтузиазм без поддержки перегорает. Надеюсь, что наши силы не иссякнут, но усталость, конечно, ощущается. Очень подпитывает моральная поддержка, особенно от горожан.

- Раскроете ближайшие планы «Нашего дома»?
- Сейчас мы готовимся к юбилейному сезону. Театр получил грант на местном конкурсе социальных проектов - на частичное финансирование музея театра. Надеюсь, что получится успеть открыть музей к открытию сезона. На все денег не хватит, но главное начать, сделать структуру музея. Очень в этом помогает колледж искусств, дизайнерское отделение сейчас помогает нам с оформлением, создавая дизайн-проект, спасибо им большое. Надеюсь, за лето управимся!

Театру будет что показать и рассказать - за десятилетия его работы скопилось множество бутафории и атрибутов, использованных в спектаклях прежних лет. Премии и призы, полученные в разные годы, давно не вмещаются в кабинетные шкафы. А сколько у театра историй!..

Спасибо коллективу «Нашего дома» за активность! Благодаря ей мы все время что-то придумываем и реализуем, и это очень важно. Создавая имидж театру, мы создаем его городу и области, "Ночь в театре" вообще привлекает внимание всей России. Это подтверждают и другие премии: такого количества проектов, степени известности нет ни у одного другого театра в ЗАТО. Это здорово!

Количество зрителей у нас стабильно держится на одном уровне, разве что меняется возраст аудитории. Старшее поколение, за исключением самых заядлых театралов, на экспериментальные спектакли ходит меньше, и в театре становится больше молодых зрителей. То, что мы делаем - мы делаем в первую очередь для города. Отдача видна - билеты покупают, на спектакли ходят, значит, в этом есть потребность.

Автор: Александр Калашников

В материале использованы фото театра "Наш дом"

Добавить отзыв

Защитный код
Обновить

Комментарии

Мы ВКонтакте